Messerschmitt Bf.109 F-4

Германия » Messerschmitt Bf.109F

Второй крупносерийный вариант “Фридриха”, всего выпустили 1841 самолетов Bf.109 F-4 всех типов. Производство истребителя Bf.109 F-4 началось в мае 1941 года (на заводе WNF, с июня на Erla) и продолжалось до мая 1942 года.

На самолет установили двигатель Daimler-Benz DB 601E. Самолеты ранних серий производства заводов Erla и WNF имели воздухозаборник нагнетателя – типичный для серии Bf.109 F-2. Более поздние самолеты Bf.109 F-4 получили новый воздухозаборник большего диаметра (более округлой формы) и винт VDM 9-12010A с более широкими лопастями.

Стандартным вооружением самолётов Bf.109 F-4 стали два пулемёта MG 17 (по 500 патронов 7.92 мм) и новая пушка Mauser MG 151/20 E калибра 20 мм с боезапасом 200 снарядов, хотя некоторые ранние самолеты этой версии по-прежнему были вооружены пулеметом MG 151/15 калибра 15 мм.

На самолете Bf.109 F-4 усилили защиту пилота. Перед фонарем кабины установили накладное лобовое бронестекло, крепление брикета (в металлической раме) осуществлялось четырьмя болтами. Добавили дополнительный лист брони над бронезаголовником, установленный под углом за головой пилота.

Messerschmitt Bf.109 F-4/B 10.(Jabo)/JG26
Messerschmitt Bf.109 F-4/B 10.(Jabo)/JG26

Самолет Bf.109 F-4 выпускали в нескольких вариантах, причем использовались разные комплекты Rüstsatz. На истребители-бомбардировщики устанавливали подфюзеляжный держатель ETC 500/IXb, позволявший подвешивать 250-кг бомбу SC250, или бомбовый пилон ETC 50/VIIId для четырех 50-кг бомб. На дальние истребители и истребители-разведчики устанавливался пилон для 300 литрового подвесного топливного бака. Разведчики оснащались камерами Rb 20/30, Rb 50/30 или Rb 75/50. А также, для истребителей (без сбрасываемого бака и бомбодержателя под фюзеляжем) выпускали комплекты из двух пушек MG 151/20 в гондолах, для установки под крыльями.

Самолеты серии Bf.109 F-4/Z оснащали системой впрыска закиси азота GM-1 для кратковременного увеличения мощности двигателя на больших высотах. Под фюзеляжем Bf.109 F-4/Z установили масляный радиатор Fo 870 с воздухозаборником увеличенного размера.

Messerschmitt Bf.109 F-4/Z I/JG3 1942
Messerschmitt Bf.109 F-4/Z I/JG3 1942

Летом 1941 года облетали прототип Bf.109 F-4 trop, оборудованный противопылевыми фильтрами для предотвращения попадания песка в двигатель. В августе 1941 года фирма Erla освоила серийный выпуск тропического варианта самолета.

Несколько десятков истребителей Bf.109 F-4 передали Венгрии в 1942 году. Из них 37 были модификации Bf.109 F-4/B. Примерно 12 самолетов Bf.109 F-4 в 1943 году получила Италия. Они предназначались для переподготовки пилотов, т.к. предполагалось перевооружение итальянских ВВС на Bf.109G. Еще один Messerschmitt Bf.109 F-4 получила Испания.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Bf.109 F-4