Messerschmitt Bf.109 K-4

Германия » Messerschmitt Bf.109K

Истребитель Bf.109 K-4 стал последней серийной модификацией целого семейства самолетов Messerschmitt Bf.109.

Большинство проектных работ было проведено фирмой WNF (Wiener Neustädter Flugzeugwerke). Но основная нагрузка по серийному производству легла на завод “Мессершмитта” в Регенсбурге. Заводы WNF были заняты модификацией и переоборудованием самолетов Bf.109G.

Внешне Bf.109 K-4 был похож на Bf.109 G-10. На обе модификации устанавливались двигатели DB 605D. Но можно выделить особенности «Курфюрста»:

  • переработана топливная система двигателя (DB 605DB/DC с впрыском MW50);
  • установка 30 мм пушки MK 108 за двигателем стала штатной;
  • Компоновка кабины пилота существенно изменена, впервые с момента создания Bf.109F в конце 1940 года
    • на центральной панели приборов разместили шесть элементов (вместо четырех);
    • панель предохранителей разместили на правом борту кабины;
    • ручку primer’а двигателя перенесли на левый борт;
    • древесину стали использовать при изготовлении приборной панели, органов управления, сиденья, а также для других элементов планера (руль направления, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы);
  • хвостовое колесо стало полностью убираемым, закрываться створками (однако часто оно фиксировалось в выпущенном положении);
  • появились створки и для основного шасси;
  • большие 660х190мм колеса основного шасси стали штатными, что потребовало появление больших вытянутых обтекателей на крыле;
  • на верхней поверхности крыла появились индикаторы положения шасси;
  • заливная горловина для топлива переместилась на одну секцию вперед;
  • кольцевая антенна радио-полукомпаса переместилась на одну секцию ближе к хвосту;
  • радиостанцию переместили на одну секцию вперед, там же разместили аккумуляторную батарею;
  • люк доступа в радио отсек перенесли вперед и немного выше;
  • кислородные баллоны разместили в правом крыле.
Messerschmitt Bf.109 K-4 W.Nr 334176 Martin Deskau II/JG3 Pasewalk март 1945 года
Messerschmitt Bf.109 K-4 W.Nr 334176 Martin Deskau II/JG3 Pasewalk март 1945 года

Объем бака системы MW 50 увеличили до 115 литров. Этот бак на истребителе Bf.109 K-4 можно было использовать не только для смеси метанола и воды, но и для обычного топлива. Таким образом, он мог применяться в качестве дополнительного топливного бака. Дальность полета увеличивалась без использования 300 литрового сбрасываемого бака, ухудшающего аэродинамику и летные характеристики.

Изначально на “K-4” уславливался фонарь кабины “Erla-Haube” с мачтой для антенны. Но в ноябре 1944 вышла директива (TAGL II Bf 109 A2 Nr. 3, 427/44), которая содержала инструкции для фронтовых мастерских технического обслуживания по изменению стандарта крепления антенны. От мачты отказались, а антенна должна была крепиться к фюзеляжу между фонарем и кольцом полукомпаса.

Выпуск наборов Rüstsatz и Rüstzustand был запланирован. Но только установка 300-литрового дополнительного сбрасываемого топливного бака (Rüstsatz R3) нашла широкое применение на “K-4”.

Истребители Messerschmitt Bf.109 K-4 поступили в боевые части в середине октября 1944 года. Среди первых самолеты получила группа III/JG27, а уже 14 октября, 19-го и 20-го отчиталась о списании трех “K-4″, потерянных во время тренировочных полетов. Группа IV/JG27 получила 5 истребителей, а II/JG27 только два. В середине октября на авиабазе Neuruppin находилось уже 75 истребителей Bf.109 K-4 из состава группы III./JG77.

2 ноября 1944 самолеты 8 USAAF бомбили заводы и другие цели в Саксонии и вокруг Лейпцига. В бою с истребителями P-51 Mustang Люфтваффе потеряли 9 самолетов Bf.109 K-4. Особенно чувствительными были потери среди пилотов. Пять летчиков погибло: Fw. Hermann Richter, Uffz. Hermann Serwin, Hptm. Ernst Gobert, Lt. Kurt Fadschild и Fw. Karl Knippen. Последние три воевали в составе 10./JG27, а остальные в 9./JG27. Четыре летчика получили ранения. Один из потерянных самолетов был Bf.109 K-4 с заводским номером 330027. Группа IV/JG27 также потеряла 2 ноября 1944 года один Мессершмитт “K-4”.

Messerschmitt Bf.109 K-4 W.Nr 332761 Германия январь 1945 года
Messerschmitt Bf.109 K-4 W.Nr 332761 Германия январь 1945 года

В июле 1944 года был согласован двухлетний план производства, который предполагал выпуск до марта 1946 года 12700 самолетов Bf.109 K-4. Из-за трудностей в поставках сырья и в результате бомбардировок заводов фактическое производство было гораздо ниже. Фактическое число построенных “K-4” неизвестно. На конец ноября 1944 выпустили 534 самолетов. Еще, по крайней мере, 1200 было построено к тому времени, когда война закончилась.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Bf.109 K-4