Messerschmitt Bf.109 F-1

Германия » Messerschmitt Bf.109F

Первые серийные Bf.109 F-1 собирали на заводе Messerschmitt AG в Регенсбурге и Wiener Neustädter Flugzeugwerke в период с августа 1940 года по февраль 1941 года. Завод WNF выполнил серию из 49 самолетов (заводские номера 6601-6650), а завод в Регенсбурге 157 самолетов (W.Nr 5601-5790). Стоит отметить, что в рамках серии с номерами, выделенных для Bf.109 F-1 было создано около 30 самолетов следующей версии Bf.109 F-2. Всего, таким образом, было произведено 206 самолетов F-1, хотя первоначально планировалось выпустить 130 самолетов.

На истребители Bf.109 F-1 так же, как и на Bf.109 F-0, установили двигатель DB 601N и металлический винт изменяемого шага VDM 9-11207A диаметром 3000 мм. Вооружение осталось тем же: два пулемета MG 17 и пушка MG FF/M.

Первые самолеты Bf.109 F-1 попали в Stab/JG51. Истребитель с заводским номером 5628 и обозначением SG+GW достался асу Люфтваффе подполковнику Вернеру Мёльдерсу (Werner Mölders). 22 октября 1940 года он опробовал его в бою с “Харикейнами” к северо-западу от Мейдстона (Maidstone). Через три дня Вернер Мёльдерс на Bf.109F сбивал уже “Спитфайры”. В конце 1940 года самолеты Bf.109 F-1 стали поступать в учебно-тренировочные подразделения ]G26 и JG51, а в начале 1941 года в другие истребительные части Люфтваффе.

Messerschmitt Bf.109 F-1 SG+GV
Messerschmitt Bf.109 F-1 SG+GV

В ходе эксплуатации были выявлены дефекты и недостатки нового Bf.109 F-1. Заклинивала мотор-пушка MG FF/M, деформировалась обшивка планера, отказывала гидравлическая система тормозов. Однако наиболее серьезным недостатком было то, что возникали резонансные колебания хвостовой части фюзеляжа. В феврале 1941 года по этой причине разбилось четыре мессершмита. В случае такой аварии, пилот имел мало шансов покинуть самолет на парашюте. Выпуск Bf.109 F-1 приостановили и продолжили производство самолетов Bf.109E.

Причиной катастроф были вибрации двигателя, передающиеся на конструкцию фюзеляжа самолета, которые приводили к деформации фюзеляжа в районе хвостового оперения. Таким образом, флаттер приводил к деформации обшивки. Анализ причин катастроф показал, что снятие подкосов стабилизатора горизонтального оперения привело к уменьшению жесткости конструкции. Проблему решили путем установки в районе хвостового оперения наружных накладок, по две с каждой стороны фюзеляжа.

Messerschmitt Bf.109 F-1 W.Nr 5628 Werner Mölders JG51 1941 г
Messerschmitt Bf.109 F-1 W.Nr 5628 Werner Mölders JG51 1941 г

На Bf.109 F-1 поменяли расположение маслобака, резервуары с охлаждающей жидкостью расположили по обеим сторонам двигателя, увеличили размер масляного радиатора. Изменения затронули положение некоторых приборов в кабине пилота. На правой стороне фонаря кабины, вместо прозрачного треугольника (под боковым стеклом козырька), установили металлическую секцию с отверстием для запуска сигнальных ракет. Немного уменьшили площадь руля направления, а ось вращения сместили вперед на 39 мм.

Размах крыла увеличился на 24 мм, но площадь уменьшилась на 0,3 м2 (поменяли конструкцию элеронов и закрылков). Основные изменения затронули радиаторы в крыльях. На самолете Bf.109F нижнюю подвижную створку радиатора связали с закрылками.

Завод WNF завершил выпуск Bf.109 F-1 в январе 1941 г., а завод Регенсбурге в феврале. Истребители стояли на вооружении эскадр JG1, JG2, JG3, JG26, JG51, JG52, JG53 и JG54.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Bf.109 F-1