Истребитель Як-9

Истребитель Як-9

with Комментариев нет

Як-9 — советский одномоторный фронтовой истребитель Великой Отечественной войны. Разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.

Як-9 представлял собой дальнейшее развитие истребителей Як-1 и Як-7. При незначительных внешних отличиях от Як-7, истребитель Як-9 был во многих отношениях более совершенным. При создании этого самолёта учитывали опыт производства и боевого применения Як-1 и Як-7. Появилась возможность более широкого применения дюралюминия, в котором СССР испытывал уже не такие затруднения, как в начале войны.

На первых Як-9 оставили только два крыльевых бака, рассчитанных на 320 кг топлива. Запас масла уменьшили до 26-30 кг.

Як-9 01-04 производства завода №153 на заводских испытаниях
Як-9 01-04 производства завода №153 на заводских испытаниях

Вооружение истребителя Як-9 включало 20 мм мотор-пушку ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один синхронный 12,7 мм пулемет УБС (слева над двигателем). Наличие всего одного пулемета – одно из основных визуальных отличий Як-9 от схожих модификаций Як-7.

Применение металла (прежде всего в крыле) вместо древесины позволило существенно уменьшить массу конструкции, увеличить запас горючего, оснастить самолёт более разнообразным оборудованием. В результате было создано множество самых разнообразных по назначению и по боевому применению модификаций самолёта Як-9.

На Як-9 был установлен мотор М-105ПФ и винт ВИШ-61П. Шаг винта изменялся по обратной схеме. Истребители Як-9 по 24-ю серию (включительно) выпускались с фюзеляжами типа Як-7, которые имели за кабиной летчика запасной отсек с полом. Они имели прямую мачту антенны. За фонарем была большая крышка над запасным отсеком. Перед фонарем имелось две верхних крышки капота. На фюзеляже была одна откидная панель.

Начиная с 25-й серии стали проводить унификацию с истребителем Як-9Т, для взаимозаменяемости и упрощения эксплуатации. Самолеты Як-9 с 25-й серии стали выпускать с такими же фюзеляжами и крыльями, как на Як-9Т. Различие между самолетами Як-9 и Як-9Т было сведено к минимуму. Различны остались винты, положение заглушек на регуляторе числа оборотов Р-7А, установка и состав вооружения.

Унификация увеличила количество взаимозаменяемых агрегатов “Девяток”. При этом остались общие агрегаты и с Як-7Б. В ходе производства вносили ряд изменений, упрощающих конструкцию и облегчающих эксплуатацию всего семейства истребителей “Як”.

С 25-й серии Як-9 выпускались с наклонной мачтой антенны. За фонарем – небольшая крышка лючка для доступа к рации. Верхних крышек капота стало три, а откидных панелей фюзеляжа – две.

Установили новые всасывающие патрубки, которые предохраняли моторы от пыли, благодаря заслонкам и воздушным фильтрам.

Чтобы уменьшить вероятность возникновения пожара из-за вибрации двигателя, на участках трубопровода от бензофильтра до карбюраторов начали вводить петрофлексы. Альтернативой было соединение участков трубопровода дюритовыми соединениями. На входе в бензонасос дюралюминиевый угольник заменяли стальным.

На Як-9 с 29-й серии (на Як-9Т с 16-й серии) в верхней панели каркаса фюзеляжа двойные диагональные ленты-расчалки заменили одинарными. Начиная с 30-й серии (Як-9Т с 18-й серии) на амортстойках шасси и костыля устанавливаются стандартные зарядные штуцеры 3501С.

На Як-9 с 33-й серии (на Як-9Т с 17-й серии) в электрооборудовании регуляторную коробку РК-12Ф-350 и коробку фильтров КФ-10-350 перенесли на первую раму каркаса фюзеляжа.

На самолетах Як-9 с 33-й серии по 50-й самолет 34-й серии изменили компоновку радиоустановки, которая обеспечила возможность установки комплекта РПК-10 на любом самолете. Для установки рамки РПК сделали лючок с фанерной крышкой в первой рамке верхнего гаргрота. Такие же изменения сделали на Як-9 с 39-й серии и для Як-9Т 17-й серии и с 19-й серии.

На Як-9 с 34-й серии (Як-9Т с 16-й серии) ввели новые законцовки крыльев. Концы крыла в плане получили новую округлую форму. Это позволило упростить конструкцию бортовых огней. Стали устанавливать бортовые огни БС-39 (вместо БС-42 с обтекателями из плексигласа), частично закрытые металлическими обтекателями.

Начиная c 35-й серии (на Як-9Т с 18-й серии) бортовой зарядный штуцер заменили стандартным штуцером 3509С. На Як-9 с 51-го самолета 39-й серии (на Як-9Т с 19 серии) улучшили управление руля высоты. Для этого подняли вверх на 10 мм передаточную качалку, удлинили четвертую тягу, изменили положение ушков крепления качалки.

На Як-9 с 40-й серии (на Як-9Т с 20-й серии) сняли храповики для запуска мотора автостартером. Поменяли фальшстволы и коки-обтекатели втулок винта. Форму коков улучшили – заострили носок.

Начиная с Як-9 56-й серии (Як-9Т с 19-й серии) истребители стали оборудоваться системой газового запуска ЛИИ НКАП. На самолеты установили вторую пусковую катушку.

Истребитель Як-9Т в полете
Истребитель Як-9Т в полете

После того, как Нудельман и Суранов разработали достаточно надежную пушку НС-37 (11П-37), ее было решено установить на Як-9. Прототип Як-9Т построили в январе 1943 года, а испытания в НИИ ВВС закончили 4 марта 1943 года. На заводе № 153 в марте 1943 года началось серийное производство Як-9Т. До июня 1945 года было выпущено 2748 истребителей Як-9Т.

В апреле-июне 1944 года была построена войсковая серия истребителей Як-9К с 45-мм пушками НС-45. Летные и взлетно-посадочные характеристики, а также маневренность, “Яка” с 45-мм пушкой ухудшились. А пилотажные качества самолета остались такими же, как и у истребителя Як-9Т с 37-мм пушкой. Нормальный полетный вес вырос до 3028 кг (при весе топлива 322 кг). Вес секундного залпа истребителя достиг 5,531 кг.

Як-9К с пушкой НС-45 капитана Маковского С. И. 43 ИАП 3 ИАК
Як-9К с пушкой НС-45 капитана Маковского С. И. 43 ИАП 3 ИАК

Массовое производство Як-9К так и не началось, серия ограничилась выпуском 53 истребителей. Большая часть из них – 44 Як-9К участвовали в войсковых испытаниях на 3-м Белорусском фронте (с 13 августа до 18 сентября 1944 года) и на 2-м Белорусском фронте (с 15 января до 15 февраля 1945 года).

Результаты испытаний “Яков” с моторами М-106-1ск оказались удручающими. Постоянно возникающие неисправности двигателя не давали достичь расчетных тактико-технических характеристик, делали обслуживание самолета чрезмерно сложным. Массовый выход из строя свечей заставлял проверять их после каждого вылета.

Прием самолетов с недоведенными двигателями прекратили, работы по доработке истребителей с моторами М-106 начали сворачивать. Более перспективным представлялся проект самолета с двигателем М-107.

Як-9У №25166021 с двигателем ВК-107А на испытаниях в НИИ ВВС, 1944 год
Як-9У №25166021 с двигателем ВК-107А на испытаниях в НИИ ВВС, 1944 год

Первый серийный истребитель Як-9 с мотором М-107А (№12001) построили на заводе №166 и собрали на заводе №301 в Химках в октябре 1943 года, а в конце года начались испытания. Затем выпустили еще десять самолетов. Но из-за проблем с двигателями истребители практически не могли летать. До конца войны, уже в ходе серийного производства Як-9У, постоянно продолжались работы по доводке мотора.

Як-9Л эскадрильи “Малый театр фронту” 909 ИАП
Як-9Л эскадрильи “Малый театр фронту” 909 ИАП

Согласно постановлению ГКО от 15 марта 1944 года для создания истребителя-бомбардировщика переделали серийный Як-9Д. Модификация первоначально называлась Як-9Л (люковый). Позднее для таких “Яков” стали использовать обозначение Як-9Б (бомбардировщик).

Оставить ответ