Весной 1938 г. фирма Focke-Wulf Flugzeugbau G.m.b.H. получила предложение от Технического управления RLM принять участие в конкурсе проектов нового истребителя. Менее года назад на вооружение был принят Messerschmitt Bf.109. Но “мессер” в тот момент только начал путь на вершину своей боевой карьеры, а истребители Хейнкеля – He.100 и He.112 поначалу уступали Bf.109. Проект, предложенный техническим директором фирмы Фокке-Вульф Куртом Танком (Kurt Tank), заинтересовал RLM. Новый истребитель должен был отличаться мощным вооружением, легким управлением, надежной и живучей конструкцией.
Курт Танк решил использовать для истребителя двигатель воздушного охлаждения. Звездообразный мотор BMW 139 имел как плюсы – большую мощность (1550 л.с.), так и минусы – громоздкие размеры и напряженный тепловой режим работы.
1 июня 1939 года шеф-пилот фирмы Фокке-Вульф Hans Sander совершил первый полет на прототипе Fw.190 V1 с регистрационным номером D-OPZE (затем FO+LY). На самолете не было вооружения. Для улучшения охлаждения мотора, на валу перед двигателем был установлен 10-лопастный вентилятор. Позже, сложный и тяжелый кок большого диаметра с тоннельным воздухозаборником, заменили на небольшой обтекатель втулки винта. Хотя охлаждение двигателя не улучшилось, но и не уменьшилась максимальная скорость (595 км/ч). Второй прототип Fw.190 V2 (FO+LZ) начал полеты 31 октября 1939 года. На нем установили вооружение — два 7,92-мм пулемета MG17 в корневых частях крыльев. После решения установить на самолет мотор BMW 801 вместо BMW 139, прототип Fw.190 V3 разобрали на запчасти, а Fw.190 V4 использовали для прочностных испытаний.
Fw.190 V5 получил мотор BMW 801C-0 мощностью 1620 л.с. Более тяжелый двигатель потребовал значительных изменений компоновки самолета. Центроплан переместили на 10 см вперед, а кабину пилота на 30 см назад. Освободившееся место использовали для установки в фюзеляже двух пулеметов MG17. В апреле 1940 года после начала испытаний, из-за возросшего веса, усилили шасси и увеличили размеры основных покрышек с 650×180 до 700×175 мм, а хвостовой — с 220×105 до 350×135 мм. Под новое шасси сконструировали новое крыло увеличенного размаха – 10,506 м. После аварии на посадке, новое крыло установили на Fw.190 V5 и его обозначению изменили на Fw.190 V5g (größer — больший). Максимальная скорость прототипа уменьшилась до 650 км/ч, но зато скороподъемность и управляемость улучшились.
Прототипы “Фокке-Вульфа” Fw.190 V6 и Fw.190 V7 , а затем и первые семь Fw.190 A-0, собрали со старым коротким крылом. Их в основном использовали для доводки вооружения и двигателя. Еще 21 предсерийных самолетов Fw.190 А-0 закончили зимой 1941 года и отправили на войсковые испытания.
Fw.190A
Весной 1941 года фирма Focke-Wulf получила заказ на первые сто два истребителя Fw.190 A-1. В июне их серийный выпуск начал завод в Бремене. В августе 1941 года к производству Fw.190 подключился завод фирмы Arado в Варнемюнде (Warnemünde), а в октябре завод фирмы AGO в Ошерслебене (Oschersleben). На самолет установили более мощный мотор BMW 801C, изменили форму бронированного кольца вокруг маслобака и выштамповок по бокам капота двигателя. На Fw.190 A-3 установят еще более мощный двигатель BMW 801D, а состав вооружения будет постоянно увеличиваться…Подробнее [Read More]
Fw.190B
Испытания гермокабины для “Фокке-Вульфа” первоначально проводили на прототипе Fw.190 V12. Повышенное давление внутри кабины обеспечивал компрессор DVL. Испытывали систему вентиляции, обогрев кабины и козырька. Позже к тестированию герметичной кабины присоединяются три Fw.190 A-3/U7. В марте и апреле 1943 года вышеупомянутые самолеты серии Fw.190 B-0 были отправлены в Рехлин для тестирования. На четвертый Fw.190 B-0 (W.Nr 0049), помимо гермокабины, установили систему впрыска закиси азота GM 1 с 85-литровым баком. В январе 1944 года Fw.190 B-0 (W.Nr 0049) был готов подняться в воздух.
Из предполагаемой первой серии самолетов завершат только один Fw.190 B-1 (W.Nr 0811, BH+CA), 25 августа 1943 года он поднялся в воздух первый раз. 30 марта 1944 года его отправили в Рехлин, к тому времени систему GM-1 демонтировали, а вместо бака с закисью азота установили дополнительный 115-литровый топливный бак.
Fw.190C
В фирме Фокке-Вульф запланировали установить мотор DB 603 на Fw.190A еще в марте 1941 года. Недоведенность двигателя задержала программу почти на год, только к марту 1942 года Fw.190 V13 (W.Nr 0036, SK+JS) был готов первый раз подняться в воздух. За первым прототипом в мае следует Fw.190 V15 (W.Nr 0037, CF+OV), а затем летом 1942 года – Fw.190 V16 (W.Nr 0038, CF+OW) с двигателем DB 603 Аа.
Использование мощного высотного V-образного двигателя Daimler-Benz DB 603 обещало улучшить шансы Fw.190 в противостоянии с тяжелыми бомбардировщиками и их эскортом. Мотор DB 603 сохранял производительность на больших высотах гораздо лучше, чем BMW 801.
Следующим прототипом Fw.190C был V18/U1 (W.Nr 0040, CF+OY). На Fw.190 V18/U1 наконец установили большинство оборудования, запланированного для высотного истребителя: гермокабину, удлиненное крыло, двигатель DB 603G, турбокомпрессор, четырех-лопастной винт.
В декабре 1942 года RLM планирует производство 727 Fw.190C на период с марта 1943 по март 1944 года. Фирма Focke-Wulf должна была выпускать две модификации: Fw.190 C-1 без герметичной кабины и Fw.190 C-2 с гермокабиной. Но уже в январе 1943 года этот заказ был отменен.
Fw.190D
Вариант истребителя с двигателем Jumo 213 получил обозначение Fw.190D. В отличие от двух опытных версий Fw.190B и Fw.190C, «Дора» выпускалась серийно. Истребитель Fw.190D изначально был спроектирован под установку мотора Jumo 213 (перевернутый V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель жидкостного охлаждения, дальнейшее развитие мотора Jumo 211). В отличие от своего предшественника, Jumo 213 был меньше размером, но обладал большей мощностью…Подробнее [Read More]
Fw.190F
Штурмовики Focke-Wulf Fw.190F создавались на базе различных модификаций истребителя Fw.190A. Их отличала усиленная броневая защита и более мощное ракетно-бомбовое вооружение. Броня защищала нижнюю часть топливных баков, двигатель и шасси. Увеличение взлетной массы самолета потребовало сократить количество стрелкового вооружения.
Fw.190G
Focke-Wulf Fw.190G – истребитель-бомбардировщик с увеличенным радиусом действия. Эти самолеты могли действовать на расстоянии более 600 км от базы. Первая версия Fw.190 G-1 была создана на базе истребителя-бомбардировщика Fw.190 A-4/U8. Из стрелкового вооружения оставили только две пушки MG 151/20. Дальность полета Fw.190G значительно увеличивалась за счет использования двух 300-литровых подвесных топливных баков. Всего было произведено около 800 самолетов.
Fw.190S
Постоянно росла нехватка опытных пилотов, которые должны были бороться против бомбардировщиков союзников на истребителях Fw.190. Части вооруженные самолетами Junkers Ju.87 и Messerschmitt Bf.110 переоснащались ударными версиями “Фокке-Вульфа”. Эти причины, а также большие потери личного состава, привели к увеличению спроса на обучение пилотированию Fw.190. Летные школы уже не могли удовлетворить спрос на новых пилотов. Решено было разработать двухместный учебный вариант Fw.190S. Большинство из созданных тренировочных “Фокке-Вульфов” переделали из серийных Fw.190 A-5 (в Fw.190 S-5) и Fw.190 A-8 (в Fw.190 S-8).
Оставить ответ