Самолет Гудкова К-37 на основе ЛаГГ-3 стал единственным серийным советским истребителем с 37-мм пушкой, принимавшим участие в боях 1941 года. На его долю выпала первоначальная отработка крупнокалиберных авиационных пушек и их войсковые испытания.
После создания 20-ти и 23-х миллиметровых орудий, командование ВВС стало все больше внимания уделять разработке крупнокалиберных мотор пушек. С конца 30-х годов конструктор ОКБ-15 Борис Гавриилович Шпитальный занимался разработкой авиационных пушек калибра 37-мм и 45-мм. Первые образцы его 37-мм пушек были установлены на двухмоторный самолет Поликарпова ВИТ-1 и испытаны в воздухе. Этот воздушный истребитель танков предназначался прежде всего для уничтожения наземных целей, в том числе бронированных. Установленные в корне крыла два орудия имели значительный вес, большую силу отдачи и низкую скорострельность.
От военных поступили требования создать автоматическую крупнокалиберную пушку с большей скорострельностью и боезапасом. Задание на разработку выдали как ОКБ-15, так и конструктору Таубину Якову Григорьевичу ОКБ-16. Пушка должна была иметь вес 130-150 кг, скорострельность 300-350 выстрелов в минуту. 4 октября 1940 года вышло постановление с задачей наркому Шахурину и его заму конструктору Яковлеву приспособить истребители И-26 под установку 37-мм пушек. Но самолет Яковлева плохо подходил для установки такого большого орудия.
К разработке истребителя с 37-мм пушкой приступил Поликарпов. Первый вариант опытного ИТП (Истребитель Тяжелый Пушечный) проектировался под установку на него новых мощных двигателей, которые еще только разрабатывались. Первый прототип ИТП с мотором М-107 Климова будет построен только в октябре 1941 года.
К-37
Задание отработать установку 37-мм пушек на ЛаГГ-3 получил и конструктор Гудков Михаил Иванович. В это время один из разработчиков “ЛаГГа” вел работы ОКБ-301 в Москве.
27 декабря 1940 года начались заводские испытания 37-мм пушки (Ш-37, АП-37, ШМП) ОКБ-15 Шпитального на научно-испытательном полигоне авиавооружения (НИП АВ). Автоматика пушки была основана на принципе отвода пороховых газов. Питание осуществлялось замкнутой в кольцо лентой, уложенной в специальный ящик. Первоначально боезапас состоял из 20 снарядов. Вес пушки без ящика для снарядов – 141 кг, а с ящиком на 20 патронов и с механизмом пневмо-перезарядки – 176 кг.
В феврале 1941 года для установки 37-мм пушки в ОКБ-301 передали один из первых серийных ЛаГГ-3 №0110003 производства завода №23 (Ленинград). Конструкция этой машины больше соответствовала ранним версиям истребителя И-301. Затем 11 марта Гудков получил пушку из ОКБ-15 и приступил к работам по ее установке на самолет.
На этом “ЛаГГе” был “обычный” двигатель М-105 без усиленного картера. Для установки орудия пришлось снять с самолета генератор, ШКАСы и сократить боезапас пулеметов БС на 52 патрона (до 348 шт). Был уменьшен запас масла и бензина.
Еще в марте начальник Главного управления ВВС РККА Павел Васильевич Рычагов дал указание начальнику НИИ ВВС Александру Ивановичу Филину принять ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой на летные испытания. После наземного отстрела в 300 выстрелов самолет был принят на испытания и 6 апреля прототип прибыл в НИИ ВВС. 10 апреля началось тестирование в тире. Наземный отстрел показал надежность крепления пушки и отсутствие дефектов.
Перешли к летным испытаниям со стрельбой. Вопреки некоторым опасениям двигатель никаких повреждений не получил. В первый период испытаний было много задержек выстрелов. Но Шпитальный быстро произвел доработки, которые обеспечили нормальную работу автоматики. Удалось добиться темпа стрельбы в 203 – 235 выстрелов в минуту, что было меньше заданных 300.
6 июня 1941 года испытания закончились. В заключении отметили крайнюю необходимость для вооружения авиации 37-мм пушками. Пушка Шпитального на истребителе ЛаГГ-3 госиспытания выдержала. Для отработки боевого применения ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой и проверки надежности установки в условиях эксплуатации в строевых частях ВВС рекомендовали построить войсковую серию таких самолетов.
Началась Великая Отечественная война и уже 29 июня 1941 года начальник ГУ ВВС Павел Фёдорович Жигарев и начальник НИИ ВВС Иван Фёдорович Петров направили Сталину докладную записку, в которой они просили изготовить 70 самолетов ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой конструктора Шпитального, для более эффективного уничтожения танков и бронепоездов противника. 3 июля приказом НКАП на главного конструктора ОКБ-301 Гудкова и директора Химкинского завода №293 Виктора Фёдоровича Болховитинова обязал перевооружить на 37-мм пушку 15 серийных ЛаГГ-3 выпуска завода №21.
ОКБ-15 достаточно быстро устранило обнаруженные при испытаниях на “ЛаГГе” дефекты и недостатки опытного образца. С 15 по 22 июля 1941 года пушка Шпитального прошла поверочные полигонные испытания в НИП АВ на том же прототипе. По результатам этих испытаний орудие было рекомендовано к изготовлению в опытной серии.
27 июля нарком вооружения Дмитрий Фёдорович Устинов доложил Сталину о мероприятиях, которые необходимы для выпуска 32-х пушек Шпитального на ижевском заводе №74. По расчетам наркомата пушки могли быть изготовлены примерно за два с половиной месяца. 28 июля вышло постановление Государственного комитета обороны №305сс “О 37 мм. авиационной пушке конструкции т. Шпитального”, которым НКВ был обязан до 25 сентября 1941 года изготовить 32 пушки и одновременно организовать их валовое производство на заводе №74 в Ижевске.
С началом войны ижевский завод уже был перегружен заказами по выпуску различного авиационного и наземного вооружения. Новые планы, даже с учетом передачи дополнительных станков, выглядели слишком оптимистичными.
ОКБ-15 передало Гудкову еще две пушки, а с завода №21 перегнали семь истребителей ЛаГГ-3. Из этих “ЛаГГов” два перевооружили полученными орудиями на рубеже июля-августа месяца.
2 августа командующий ВВС МВО Николай Александрович Сбытов направил письмо секретарю МГК ВКП(б) Александру Сергеевичу Щербакову с требованием передать три переоборудованных Гудковым “ЛаГГа” в ПВО города Москвы. Но уже 10 августа начальник ГУ ВВС Петров приказал к 18 августа отправить в НИП АВ три ЛаГГ-3 ШМП-37 и один Ил-2 (с двумя крыльевыми ШФК-37) для дополнительного отстрела, а затем передать их на войсковые испытания в Люберцы.
6 сентября Гудков написал Сталину, что постоянные полигонные испытания приняли затяжной характер. А в прессе заявляют, что американцы сделали самолет для борьбы с танками, который якобы является единственным в мире вооруженным 37-мм пушкой. Гудков заявил, что сделал самолёт с крупнокалиберной пушкой больше полугода назад. Конструктор просил Сталина дать задание командованию ВВС провести испытания этих самолётов непосредственно в действующей армии, а не заниматься бесконечными испытаниями в тылу. В тот же день командующий ВВС Жигарев приказал передать из НИП АВ на Брянский фронт три ЛаГГ-3 с 37-мм пушками.
16 сентября Гудков доложил Шахурину о своей готовности выехать на фронт с этими “ЛаГГами” и бригадой рабочих для оказания технической помощи, на что получил согласие. Послали бригаду и от ОКБ-15.
26 сентября три летчика из 33ИАП под командой лейтенанта Баринова перегнали три К-37 из Ногинска на аэродром Двоевка, где тогда базировался этот полк в составе 43ИАД ВВС Западного фронта под Вязмой.
Истребители К-37 попали на фронт накануне начала вермахтом операции «Тайфун». 30 сентября 1941 года немецкие войска перешли в наступление, началась «Битва за Москву».
По данным части, 2 октября 1941 пять ЛаГГ-3 вылетели для сопровождения Су-2 в район Рядыни. Группа встретила три “Мессершмитта” Bf.110, с которыми четыре “ЛаГГа” вступили в бой. Истребители Баринова Василия Ивановича, Яхнова Геннадия Михайловича, Перескокова Якова Акимовича израсходовали 31 снаряд калибра 37-мм. Четвертый “обычный” ЛаГГ-3 пилотировал Костин Сергей Петрович. По результатам боя было заявлено сбитие двух “Мессершмиттов”.
Через день Яхнов в районе Вязьмы заявил о сбитии Bf.110 (по другой версии He.111), после чего “ЛаГГ” совершил вынужденную посадку. 5 октября 1941 Баринов и Перескоков заявили, что сбили один Ju.87. На этот же день числиться групповая победа Баринова, Перескокова и Яхнова над Ju.88. В следующие дни истребители 33ИАП действовали как по воздушным, так и по наземным целям. 10 октября звено “ЛаГГов” 33ИАП подержало атаку истребителей ЛаГГ-3 из 521ИАП против группы Bf.109. В результате боя Яхнов сбил один “Мессершмитт”, который с убранным шасси сел в районе станции Гжатск. Из этого боя не вернулся Баринов В. И. В тот же день Перескоков произвел вынужденную посадку у Хотилово, заявив о сбитии им Ju.88 в районе Можайска. Так закончился боевой путь первых трех К-37.
Шпитальный 10 октября написал Сталину, что пушка калибра 37- мм оказалась эффективным авиационным оружием. За 5 боевых встреч сбито 7 вражеских самолетов, из них 4 официально подтверждено, а 3 зарегистрировано, но не подтверждено. Летчики вывели из строя 5 средних танков. Шпитальный обратил внимание на крайне медленное производство пушек на заводе №74 из-за недостатка станков.
30 октября командование ВВС поручило военинженеру 2-го ранга Исаеву установить, где находятся самолеты ЛаГГ-3 с 37-мм пушками, выяснить результаты их боевого применения и эксплуатационные данные.
После посещения авиачасти, Исаев 15 ноября доложил, что инженерно-технических состав дивизии и полка к испытаниям не привлекался. Официальных документов об эксплуатации в дивизии не имеется, все материалы забрала группа ОКБ Шпитального, проводившая испытания пушек. Руководство дивизии сообщило, что первый самолет выходя из воздушного боя вошел в крутое пикирование и при посадке на аэродром развалился. Произошел излом фюзеляжа по кабине летчика. Второй самолет не вернулся с выполнения боевого задания 10 октября, после чего группа, проводившая испытания 37-мм пушек, выехала из соединения. В тот же день третий К-37 после воздушного боя сел вне аэродрома, произошел излом фюзеляжа и носовой части. Мотор и пушку отправили на московский завод №24, планер был уничтожен.
Исаеву сообщили, что “ЛаГГами” с 37-мм пушками было сбито шесть-семь самолетов противника. Боекомплект в 20 патронов считают вполне достаточным, серьезных отказов в работе пушки не было. В эксплуатации орудие оказалось не сложным и особых замечаний от летного состава нет.
По результатам войсковых испытаний было принято решение продолжить выпуск “ЛаГГов” с 37-мм пушками уже на Горьковском авиационном заводе №21. Там совместно с КБ Лавочкина организовали выпуск серии истребителей ЛаГГ-3 Ш-37.
Оставить ответ