Bf.109B “Berta” была первым вариантом “сто девятого”, выпускавшимся большой серией и массово поступившим на службу в Люфтваффе. Состав вооружения истребителя усилили пулеметом, стрелявшим через полый вал редуктора и втулку винта. Теперь в носовой части фюзеляжа располагались три пулемета MG 17 калибра 7,9 мм.
В литературе часто утверждается, что серийно производились два варианта “Берты”: Bf.109 B-1 и Bf.109 B-2. Еще есть версия, что было построено небольшое количество предсерийных самолетов Bf.109 B-0 с двигателем Jumo 210B. И что на одном из них разбился Курт Йодльбауэр (Kurt Jodlbauer) во время испытаний в Рехлине (Rechlin). Согласно этой версии, 17 июля 1937 года Bf.109 B-0 W.Nr 1114 упал в озеро Мюриц (Müritz), а пилот погиб.
В других публикациях к предсерийным Bf.109 B-0 относят самолеты с заводскими номерами W.Nr 0994, 0995, 0996 и 0997, созданные на основе Bf.109 V4 (но без радиооборудования, зато с отсеком за сиденьем пилота). В архивных документах обозначения “B-2” для Bf.109 не обнаружено. В современных исследованиях “Берты” все чаще относят к одной модификации, разделяя их по заводам производителям и периодам выпуска.
Первые Bf.109B выпускали параллельно с “Антонами”. Как и в случае с Bf.109A, на всём протяжении серийного производства “Берты” неоднократно вносили доработки в конструкцию истребителя. Но если “Антонов” переоборудовали в основном в полевых условиях, то за модернизацию Bf.109B отвечали разные заводы производители и ремонтные мастерские.
Еще на прототипе Bf.109 V3 было опробовано оружие в фюзеляже, стрелявшее через полый вал редуктора. Проходили испытания с 20-мм пушкой MG C/30L, но их результаты были признаны неудовлетворительными. Менее громоздким и капризным на месте пушки должен был стать пулемет MG 17.
Первый полет следующего прототипа Bf.109 V4 (W.Nr 878, D-IALY) состоялся 23 сентября 1936 года под управлением Германа Вурстера (Hermann Wurster). На самолете был установлен двигатель Jumo 210B. После нескольких пробных полетов прототип уже 30 сентября через Готу (Gotha) перегнали в Травемюнде (E-Stelle Travemünde). 6 ноября 1936 года Вурстер на Bf.109 V4 снова поднимается в воздух, но уже в Аугсбурге (Augsburg). Самолет готовили к отправке в Испанию, куда его доставали в начале декабря 1936 года для войсковых испытаний.
Bf.109 V5 (W.Nr 879) первый раз поднял в воздух Германа Вурстер 5 ноября 1936 года. На этом прототипе проводили испытания электропневматической системы перезарядки EPAD 17 (Elektro-pneumatische Abzugs- und Durchladeeinrichtungen). У этого самолета тоже был мотор Jumo 210B. В январе 1937 года Bf.109 V5 доставили в Травемюнде для наземных и воздушных испытаний вооружения. В конце года прототип передали в Рехлин.
11 ноября 1936 года совершил свой первый полет Bf.109 V6 (W.Nr 880). В кабине снова находился Герман Вурстер, на самолете был установлен двигатель Jumo 210D. Прототип Bf.109 V6 отправили в Испанию для проведения войсковых испытаний, куда он прибыл в декабре 1936 года.
В январе 1937 года в Аугсбурге фирма BFW начала выпуск Bf.109B. Первые “Берты” еще несли черты, присущие “Антону”. На них устанавливали деревянный двухлопастной винт фиксированного шага “Schwarz”. У кабины пилота был фонарь, такой же, как и у Bf.109A.
Стандартными для Bf.109B должны были стать новые более короткие предкрылки. Для уменьшения усилия на ручке управления поменяли расположение пластин Флеттнера руля высоты, разместив их ближе к середине. Отказались от бомбодержателя в отсеке за спинкой кресла пилота. На истребители стали устанавливать коротковолновую радиостанцию FuG VIIa с одной растяжкой антенны.
Пришлось переместить маслобак и часть оборудования ближе к радиатору в крыло, чтобы освободить место для пулемета за мотором Jumo 210D. Сам маслорадиатор, расположенный под левой консолью, передвинули вперед, разметив его рядом с нишей колеса основной опоры шасси.
В ходе производства постепенно запускали в серию как новые доработки, так и частично переоборудовали уже собранные Bf.109B. На самолеты начали устанавливать металлический двухлопастной винт изменяемого шага VDM 9‑11072A. Истребители получили новый рефлекторный прицел Revi C/12B (Revi C/12C) и доработанный фонарь кабины пилота. Угол установки лобового стекла стал ближе к вертикали. Слева от пилота в остеклении сделали сдвижную секцию.
К производству “Берты” подключились еще две компании. Фирма “Эрла” (Erla) начала собирать “мессеры” на заводе в Лейпциге (Leipzig), а “Физелер” (Fieseler) в Касселе (Kassel).
Проводились мероприятия по усилению вооружения. В мартовском отчете о серийном выпуске Bf.109B отметили запланированные работы. В стадии производства находились самолеты с тремя MG 17 и системой EPAD с заводскими номерами: начиная с W.Nr 1021 у фирмы “BFW”, начиная с W.Nr 299 у “Erla”, начиная с W.Nr 3021 (планировали с W.Nr 3016) у “Fieseler”.
Предстояло дооснастить третьим пулеметом и часть уже достроенных машин или те, что еще находились в стадии сборки. Эти истребители, которым предстояло тогда пройти модернизацию, имели номера: от W.Nr 1010 (BFW, 10 шт.), от W.Nr 284 (Erla, 15 шт.), от W.Nr 3001 (Fieseler, 20 шт.).
В конце мая 1938 года заводы “Эрла” и “Физелер” выпустили первые свои “Берты”. На самолетах стояли металлические винты. Истребители оборудовали радиостанциями FuG VIIa.
Поначалу на Bf.109B устанавливали маслорадиатор, по форме аналогичный такому же, что и на Bf.109A. Затем, чтобы улучшить охлаждение, увеличили размер входного отверстия маслорадиатора.
На истребителях поздних выпусков на капотах двигателя стали делать больше вентиляционных отверстий. Их форма и расположение зачастую зависела от завода. Сами капоты и их расшивку производители делали по-разному. Например, у переднего верхнего капота фирмы “Эрла” была более закругленная форма, в отличии от выпускаемых другими компаниями. Прямоугольное отверстие в Г-образном (во втором верхнем, левый борт) капоте фирмы “Физелер” размещалось чуть ближе к носу самолета. Через него и газоотводную трубу пороховые газы выводились наружу.
Поздние “Берты” выпускали с защитной сеткой на прямоугольном отверстии, но ее часто демонтировали. Щитки основных стоек шасси стали делать с подрезанными кончиками. Под конец производства на Bf.109B фирмы “Физелер” установили двигатели с удлиненными и загнутыми назад патрубками.
Уже вскоре после начала серийного производства Bf.109B, новые самолеты получили первые истребительные части Люфтваффе. В феврале 1937 году II/JG132 “Richthofen”, базировавшаяся в Ютербог-Дамме (Jüterbog-Damm), стала первой группой, сменившей свои He.51 на новейшие Bf.109B. Вскоре после этого “Берты” получила в Дёберитц-Эльсгрунде (Döberitz-Elsgrund) и другая группа “Рихтхофена” – I/JG132. На 1 апреля 1937 года “Мессершмитты” уже числились в составе следующих подразделений: I/JG131, I/JG132, II/JG132, I/JG134, II(S.)/LG, I/JG135, I/JG136, 4./JG136, I/JG232, I/JG234, II/JG234, I/JG334, II/JG334. И далее количество частей, вооруженных истребителями Bf.109, продолжало только расти.
Для усиления “Legion Condor” отправили примерно четыре десятка “Берт”. Они прибыли в Испанию в 1937 году, вслед за “Антонами”. Им присвоили номера начиная с 6-17. Почти все “Мессершмитты” в “Легион Кондор” отправляли без радиооборудования, не стали исключением в этом плане и “Берты”.
Помимо службы в истребительных частях Люфтваффе, несколько Bf.109B были переданы Кригсмарине (Kriegsmarine) в 1938 году для оценки возможности использования “Мессершмиттов” в качестве палубных истребителей. С окончанием гражданской войны в Испании оставшиеся “Берты” из состава Legion Condor были переданы ВВС Испании (Ejército del Aire de España). На базе нескольких Bf.109B создали прототипы следующих модификаций Bf.109. Одна “Берта” была передана Словакии для учебных целей. К сентябрю 1939 года Bf.109B были полностью выведены из состава частей первой линии, хотя многие из них продолжали использоваться в качестве учебных самолетов. На 1 мая 1940 года на вооружении Люфтваффе находилось 214 Bf.109B, а еще пятьдесят семь находились в ремонте.
Согласно отчету LC 7/1 № 183.8/38 от 15 августа 1938 г. все “Берты”, в количестве равном 341, были собраны к 31 мая того же года. Но похоже, передача в части продолжалась весь 38 год.
Фирма | Принято | |||
---|---|---|---|---|
до 30.11.1937 | до 31.03.1938 | до 31.12.1938 | Всего | |
BFW | 72 | 76 | 76 | 76 |
Erla | 134 | 175 | 175 | 175 |
Fieseler | 56 | 81 | 90 | 90 |
Итого | 262 | 332 | 341 | 341 |
Оставить ответ