Messerschmitt Bf.109F

Messerschmitt Bf.109F

with Комментариев нет

Истребители Messerschmitt Bf.109F “Friedrich” производились с 1940 г по 1942 г. Они принимали участие в боях на Восточном фронте, на Западном фронте, и в Африке. Самолет экспортировался в Венгрию, Италию и Испанию. Истребитель Messerschmitt Bf.109F отличался от своих предшественников (Bf.109A, Bf.109B, Bf.109C, Bf.109D, Bf.109E) двигателем и вооружением.

Messerschmitt Bf.109F в пятнистом камуфляже
Messerschmitt Bf.109F в пятнистом камуфляже

Проектные работы начались в конце 1938 года. Новая версия самолета Bf.109 складывалась как результат применения самолета в истребительных частях Люфтваффе, так и воплощала новые технические решения. Конструкторы большое внимание уделили доработке некоторых узлов самолета. Новый кок винта позаимствовали у самолета Messerschmitt Me.210 и заменили лопасти более эффективными. Капот двигателя сделали более аэродинамически чистым, переделали место сопряжения с новым большим коком винта. Водяные радиаторы под крылом поменяли на более продуктивные. Отказались от распорок горизонтального стабилизатора хвостового оперения. Первоначально самолеты Bf.109F должны были получить такое же крыло, как и у Bf.109E. Позже было решено использовать новый тип крыльев с закругленными законцовками и обновленной системой закрылков и элеронов.

Вооружение сосредоточили в фюзеляже, отказались от крыльевых пушек. Планировали заменить пушки MG FF новыми моделями оружия, разрабатываемыми на заводах фирмы Mauser. На истребитель Bf.109F собирались установить новую версию двигателя Daimler-Benz DB 601Е или DB 601N.

Messerschmitt Bf.109 F-4 "Katja", Oblt. Hans Schleef 7./JG3, Straubing, Германия май 1942 года
Messerschmitt Bf.109 F-4 “Katja”, Oblt. Hans Schleef 7./JG3, Straubing, Германия май 1942 года

Messerschmitt Bf.109F имел более аэродинамически чистые формы, по сравнению с предшественником Bf.109E. Отсутствие вооружения в крыле положительно отразилось на маневренности истребителя. Благодаря улучшенной аэродинамике, более экономичным двигателям и использованию подвесного сбрасываемого 300-литрового топливного бака, значительно увеличился максимальный радиус действия “Фридриха”.

Прототипы Bf.109 F

Messerschmitt Bf.109 V24 VK+AB прототип Bf.109F
Messerschmitt Bf.109 V24 VK+AB прототип Bf.109F

В начале 1939 года несколько серийных Bf.109 были переданы для экспериментальных работ над новой версией самолета Bf.109F. Самолет Bf.109, заводской номер (Werknummer или W.Nr ) 5602 CE+BN получил обозначение Bf.109 V21 и служил для работ по модификации навесного оборудования двигателя DB 601 А-1. Другой самолет Bf.109 W.Nr 1800 (D-IRRQ, затем CE+BO), получивший обозначение Bf.109 V22, использовался для испытаний двигателей DB 601 A-1 и DB 601 E-1. 26 января 1939 года летчик-испытатель Heinrich Beauvais облетал Bf.109 V22. Еще один самолет Bf.109 V24 W.Nr 5604 (VK+AB) переоборудовали из серийного Bf.109E. На прототипе V24 не было закругленных законцовок крыла, но он получил новые радиаторы, кок винта, круглый воздухозаборник нагнетателя двигателя, хвостовое оперение. 10 июля 1940 года самолет Bf.109 V24 в первый раз поднялся в воздух. Прототипы послужили также для испытаний вооружения, двигателей DB 601Е и DB 601N с новым типом нагнетателя.

Прототип Bf.109 V23 W.Nr 1801 (D-ISHN) получил закругленные законцовки крыла и мотор DB 601E. Это был один из первых серийных двигателей DB 601E.

В самолете Bf.109 V25 W.Nr 1930 (D-IVKC) собрали вместе практически все новинки других прототипов, а также кок винта от Messerschmitt Me.209 и маслобак подковообразной формы перед двигателем.

Задержки в испытаниях прототипов и начала серийного производства Bf.109F были вызваны доводкой двигателя Daimler-Benz DB 601E и новой пушки фирмы Mauser. Чтобы ускорить работу, RLM (министерство авиации) согласилось на „временное” использование двигателя Daimler-Benz DB 601N и пушки MG FF/M. Испытания мотор-пушки MG FF, установленной в фюзеляже, были проведены еще на прототипах Bf.109C и Bf.109E. А также, собирались выпустить небольшую серию самолетов Bf.109 E с двигателем DB-601A и мотор-пушкой, стреляющей через полый вал редуктора винта.

Bf.109 F-0

После завершения испытаний прототипов в производство отправили предварительную „нулевую” серию самолетов Bf.109 F-0 с заводскими номерами в диапазоне с 5601 по 5626. Есть версия о десяти предсерийных самолетах построенных в Регенсбурге, которые были переделаны из Bf.109E (W.Nr 5605-5620). Истребители Bf.109 F-0 были собраны на заводе летом 1940 года. На самолеты этой версии установили двигатели DB 601 N. Вооружение самолета состояло из двух синхронизированных пулеметов Rheinmetall-Borsig MG 17 калибра 7,92 мм (с боезапасом по 500 патронов на каждый) и пушки Rheinmetall-Borsig MG FF/M калибра 20 мм, расположенной между блоков цилиндров и стреляющей через кок винта. Командир эскадры JG26 «Schlageter» – Адольф Галланд использовал Bf.109 F-0 и одерживал на нем победы.

Bf.109 F-1

Messerschmitt Bf.109 F-1 Werner Mölders JG51
Messerschmitt Bf.109 F-1 Werner Mölders JG51

В боевые части первыми попали самолеты серии Messerschmitt Bf.109 F-1. Это произошло в конце 1940 года, сразу после окончания Битвы за Британию. В ходе эксплуатации “F-1” усилили жесткость конструкции (для борьбы с флаттером), установив в районе хвостового оперения наружные накладки, по две с каждой стороны фюзеляжа…Подробнее [Read More]

Bf.109 F-2

Messerschmitt Bf.109 F-2 Siegfried Schnell 9./JG2
Messerschmitt Bf.109 F-2 Siegfried Schnell 9./JG2

На истребителях серии Bf.109 F-2 вместо пушки MG FF/M установили пулемет Mauser MG 151/15 калибра 15 мм с боезапасом 200 патронов…Подробнее [Read More]

Bf.109 F-4

Messerschmitt Bf.109 F-4 Max-Helmut Ostermann 8./JG54 1942
Messerschmitt Bf.109 F-4 Max-Helmut Ostermann 8./JG54 1942

Второй крупносерийный вариант “Фридриха”. Производство самолета Bf.109 F-4 началось в мае 1941 года и продолжалось до мая следующего года. Штатным вооружением для “F-4” была пушка Mauser MG 151/20 и два пулемёта MG 17…Подробнее [Read More]

Bf.109 F-4 trop

Messerschmitt Bf.109 F-4/Z trop W.Nr 10137 Hans-Joachim Marseille 3./JG27 Северная Африка лето 1942 года
Messerschmitt Bf.109 F-4/Z trop W.Nr 10137 Hans-Joachim Marseille 3./JG27 Северная Африка лето 1942 года

На Средиземноморском театре военных действий широкое распространение получил вариант “Фридриха” Bf.109 F-4 trop. Это была модификация истребителя Bf.109 F-4 оснащенная тропическим оборудованием…Подробнее [Read More]

Bf.109 F-3

Существование самолетов этой версии является предметом споров историков Люфтваффе. Одни считают, что не было произведено даже небольшой серии самолетов Messerschmitt Bf.109 F-3. Другие не оспаривают существования этой версии. Они указывают, что сводки о потерях содержат самолеты, обозначенные как Bf.109 F-3 с заводскими номерами серии 4780-4799. Возможно, было выпущено только 15 самолетов этой версии. Это были самолеты с двигателем DB 601 E, но вооружение состояло из пушки MG FF/M и двух пулеметов MG 17.

Bf.109 F-5

Подобные разногласия, как и в случае с самолетами версии Bf.109 F-3, возникают при упоминании версии Messerschmitt Bf.109 F-5. Некоторые историки считают, что самолеты этой версии вообще не производились. В некоторых публикациях указывается на существование самолетов-разведчиков Bf.109 F-5. Есть упоминания о попавшем в плен пилоте высотного истребителя Bf.109 F-5 (с системой GM-1), который совершил вынужденную посадку.

Bf.109 F-6

Эта версия упоминается в плане производства C-Amt в октябре 1940 года. Согласно плану, должны были выпустить 1281 Bf.109 F-6. Нет подтверждений о выпуске и потерях самолетов этой модификации.

Bf.109 F-8

Обозначение Bf.109 F-8 зарезервировали для серии из 1112 самолетов, которые должны были быть произведены в Регенсбурге и Винер-Нойштадте в 1942 году. Выпуск этой версии отменили, так как было запущено производство самолетов Bf.109G.

Оставить ответ