Небольшая партия бомбардировщиков Пе-2 была выпущена с моторами воздушного охлаждения М-82. На фронте они использовались в основном как самолеты разведчики. Недоведенность мотоустановки на Пе-2 М-82 не позволила полностью использовать все преимущества нового двигателя.
В 1942 году наблюдался дефицит двигателей М-105. Они стояли не только на Пе-2, но и практически на всех выпускавшихся тогда советских истребителях ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7. Было решено опробовать установку на “пешке” двигателей воздушного охлаждения М-82 Швецова. В начале 1942 года только ближний бомбардировщик Су-2 выпускался серийно с этим мотором. Использование более мощного двигателя М-82, по сравнению с М-105, должно было улучшить летные характеристики Пе-2.
Разработкой нового варианта бомбардировщика руководил Селяков Леонид Леонидович. Конструкторами завода №22 была спроектирована новая передняя часть мотогондол и моторамы. Крыльевые водяные радиаторы демонтировали. Их место заняли два столитровых дополнительных бензобака. С наружной стороны мотогондол в консолях установили маслорадиаторы. В хвостовой части самолета разместили балласт 68 кг, чтобы частично компенсировать смещение вперед центровки самолета.
Осенью 1942 был готов первый прототип Пе-2 М-82. Это был переделанный Пе-2 31-й серии, производства завода № 22. На самолете демонтировали носовой ШКАС, бортовой пулемет стрелка-радиста и бомбодержатели в гондолах двигателей. Место штурмана было оборудовано турелью ВУБ-2 с 12,7-мм пулеметом Березина. На бомбардировщик установили более совершенный радиополукомпас РПК-10. Более длинные подкосы обеспечили вынос колес шасси на 6-см вперед. Это позволяло сохранять приемлемый капотажный угол, аналогичный варианту Пе-2 с М- 105ПФ. Масса пустого самолета выросла до 6482 кг.
Прототип проходил заводские испытания под Казанью, полеты проводили с аэродрома “Арское поле”. Они подтвердили улучшение летных данных. Увеличилась максимальная скорость полета, вырос практический потолок, сократился разбег самолета. Заводские испытания показали низкую надежность двигателей М-82 первых серий. Многократно отмечали случаи выброса масла из суфлеров, которые приводили к масляному голоданию и заклиниванию моторов. Скопление масла в головках нижних цилиндров вызывало жесткий удар поршней, как следствие обрыв головок. Маслорадиаторы работали неудовлетворительно, ненадежно функционировали моторы в режиме малого газа.
Приступили к исправлению недостатков, выявленных на заводских испытаниях. Была доработана система охлаждения двигателей. Моторы оборудовали маслосистемой, опробованной на бомбардировщике Ту-2.
В апреле 1943 года завод № 22 передал бомбардировщик на испытания в НИИ ВВС. Летчик-испытатель Хрипков Алексей Михайлович совершал полеты на Пе-2 М-82 с аэродрома Кольцово под Свердловском. Новый вариант “Пешки” показал максимальную скорость 547 км/час на высоте 6200 м. Пикирующий бомбардировщик c двигателем воздушного охлаждения обгонял как самолеты Пе-2 М-105ПФ, выпущенные в феврале 1943 года, так и американские Douglas A-20C Havoc (Boston III). Пе-2 М-82 показал лучшую скороподъемность и максимальный потолок, по сравнению с «Бостоном». Прототип мог свободно совершать полет на одном моторе. Путевая и продольная устойчивости самолета стали лучше.
В ходе испытаний выявили множество недостатков. Обзор из кабины пилота стал хуже из-за более крупных двигателей. Сама мотоустановка получилась ненадежной и сложной в эксплуатации. Увеличение массы Пе-2 М-82 отразилось на посадочной скорости, она тоже выросла. И так не простая посадка стала еще сложнее. По сравнению с Пе-2 М-105РА значительно уменьшилась дальность полета.
Некоторые режимы работы двигателей вызывали вибрации. Управление форсажем работало плохо. Высотный корректор функционировал неудовлетворительно, маслорадиаторы выходили из строя, были отказы в работе механизма открытия/закрытия передних створок капота.
В результате испытаний в НИН ВВС прототип Пе-2 М-82 признали недоведенным. Заводу предстояло устранить выявленные дефекты и выпустить небольшую серию бомбардировщиков с моторами воздушного охлаждения. Пе-2 с двигателями М-82 в некоторых документах имел обозначение Пе-4, но оно не прижилось.
В августе 1943 года на заводе № 22 собрали первые пять Пе-2 с М-82. Они производились в рамках 20-самолетных серий, параллельно обычным Пе-2 с М-105. Номер первого серийного Пе-2 М-82 был № 1/226. Следом выпускали по одному или паре бомбардировщиков в сериях 227-243. Почти полностью из самолетов Пе-2 М-82 состояла 244 серия. В то время “Пешки” выпускали со сдвинутой вперед мачтой радиоантенны на фонаре кабины пилота. На самолеты ставили усовершенствованную турель для штурмана. Носовой ШКАС и ШКАС у стрелка отсутствовали, но обратно вернули бомбоотсеки в гондолы двигателей.
Военные приняли 24 из 32 произведенных серийных Пе-2 М-82. В феврале 1944 в НИИ ВВС провели испытания первого серийного Пе-2 с М-82Ф. Опять неудовлетворительно работали карбюраторы и высотные корректоры моторов. Они не давали полную мощность на второй границе высотности.
В строевые части Пе-2 М-82 стали поступать весной 1944 года. В основном они направлялись в отдельные разведывательные полки. Там с самолетов снимали тормозные решетки. Поступали Пе-2 М-82 и в бомбардировочные части, но и там эти самолеты применялись зачастую в качестве разведчиков.
Оставить ответ