Пе-2 «Пешка» – советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР.
Разработка опытного двухмоторного высотного истребителя «100» (ВИ-100) была начата в середине 1938 год силами конструкторов и инженеров во главе с Петляковым В. М. в специальном КБ НКВД, СКБ-29. 22 декабря 1939 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском лётчик-испытатель Стефановский П. М. совершил первый полёт на прототипе ВИ-100.

Но отношение военных к назначению самолета “100” поменялось. Для ВВС срочно потребовался самолет нового типа – скоростной пикирующий бомбардировщик. От совмещения функций высотного истребителя и пикирующего бомбардировщика в конце концов отказались. Конструкторам предложили в сжатые сроки переделать самолет “100” в вариант пикирующего бомбардировщика.
Первый прототип ВИ-100 после модернизации в пикирующий бомбардировщик получил обозначение ПБ-100. Самолет лишился гермокабины, а двигатели – турбокомпрессоров. Большим недостатком самолета являлось ограничение суммарной массы бомб на внутренней подвеске в 600 кг (меньше, чем у бомбардировщика СБ). Осенью 1940 г новый самолет вышел на испытания. Массовое производство пикирующего бомбардировщика Пе-2 развернулось в 1941г.
Самолеты Пе-2 активно применялись в частях фронтовой и морской авиации начиная с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца. Они участвовали в боях с Японией в 1945 году. По ходу Великой Отечественной войны “Пешки” в строевых частях полностью заменили собой бомбардировщики СБ.

Кроме самолетов с двигателями воздушного охлаждения М-105 на Пе-2 устанавливали и моторы воздушного охлаждения. Была выпушена небольшая партия самолетов Пе-2 М-82 с двигателями Швецова.
Всего за начиная с 1940 по 1945 годы по официальным данным было выпущено 11070 бомбардировщиков, разведчиков и учебных Пе-2. Из них в состав ВВС приняли 10574 самолета, в том числе Пе-2И – пять штук. Больше всего построил завод № 22 – всего 10058 самолетов, за-вод № 39 – 764 шт., завод № 124 – 104 шт. и еще 144 Пе-2 собрал завод № 125.
Никакой другой советский бомбардировщик не выпускался в таких количествах. Для сравнения: ДБ-3 и Ил-4 всех модификаций было произведено 6784, Ту-2 – всего 2527 шт. При этом большая часть “Ту” была произведена после войны. Но, несмотря на такую массовость производства, после окончания Второй мировой войны Пе-2 достаточно быстро были выведены из состава ВВС. “Пешек” в строю практически не осталось уже к 1948 году.
Оставить ответ