Focke-Wulf Fw.190 A-4
В июне 1942 года началось производство модификации Fw.190 A-4. Ее стали выпускать, когда еще не закончилось серийное производство самолетов Fw.190 A-3.
Новая бортовая УКВ радиостанция FuG 16Z заменила FuG VIIa. При этом изменился способ крепления радио-антенны к небольшой стойке на киле. Стандартное вооружение истребителя Fw.190 A-4 по сравнению с предшественником осталось без изменений. В конце 1942 года на истребители Fw.190 A-4 стали устанавливать регулируемые створки в панели за капотом мотора вместо щелей.
Для испытаний использовали прототип Fw.190 V24 (W.Nr 140561, TF+SI). Осенью 1942 года этот самолет передали II/JG1 для дальнейших испытаний. Измененное крепление антенны к хвостовому оперению Fw.190 A-4 стало основным внешним отличием от предыдущей версии. Вес самолета изменился незначительно, всего на 6,5 кг.
Количество вариантов заводских (Umrüst-Bausätze) и полевых (Rüstsätze) комплектов увеличилось. Истребитель-бомбардировщик Fw.190 A-4/U1 (из пушек и пулеметов оставили только две MG 151/20), штурмовик Fw.190 A-4/U3 с усиленным бронированием и бомбодержателем ЕТС 501 под фюзеляжем. С сентября по октябрь 1942 года переделали 30 таких самолетов. В апреле 1943 года штурмовики получат новое обозначение – Fw.190F. Истребитель-разведчик Fw.190 A-4/U4 будут выпускать с двумя фотокамерами Rb 12,5/7×9 в задней части фюзеляжа. Дальние истребители-бомбардировщики Fw.190 A-4/U8 (W.Nr 669, TF+FQ и W.Nr 670, TF+FR) были оборудованы бомбодержателем ЕТС 501 под фюзеляжем (в апреле 1943 года получат новое обозначение – Fw.190G). На все эти модификации пушки MG-FF не устанавливались, а на бомбардировщики и пулеметы. В начале 1943 года на «Фокке-Вульфах» одновременно с «Мессершмиттами» начали устанавливать пусковую установку для 210-мм ракетных снарядов W.Gr.21 (Fw.190 A-4/R6). Известно об оборудовании этим оружием самолета Fw.190 A-4 W.Nr 0743, TR+TQ.
В теории, конверсионные наборы Rüstsätze должны были отличаться простотой установки, чтобы позволить их устанавливать техническим персоналом в полевых условиях. На практике, в некоторых случаях, изменение состава оборудования требовало доработок еще на сборочном конвейере. Поэтому эти комплекты могли устанавливать прямо на заводе изготовителе, как и наборы Umrüst-Bausätz.
Продолжились попытки увеличить мощность двигателя BMW 801D-2. Добиться стабильной и продолжительной работы с использованием системы впрыска смеси воды и метанола MW 50 не получалось. Более удачной и перспективной для мотора BMW 801D оказалась система GM-1, которая увеличивала высотность двигателя.
Осенью 1942 года командный пункт 1-й истребительной дивизии в Голландии (Deelen) стал готов к радиолокационному наведению самолетов. Еще в августе группы II/JG1, III/JG1 и IV/JG1 начали получать свои первые Fw.190 A-4. Часть машин отличалась тем, что они были оснащены новой радиостанцией FuG 16ZE.
На самолеты, воевавшие в Северной Африке, устанавливали дополнительное оборудование для предотвращения попадания песка внутрь мотора. По бокам капота двигателя Fw.190 A-4/Trop располагались два внешних воздухозаборника нагнетателя, со встроенными противопылевыми фильтрами.
Самолеты Fw.190 A-4 нашли применение в частях и подразделениях: Stab./JG1, l/JG1, II/JG1, III/JG1 и IV/JG1; Stab./JG1, I/JG2, II/JG2, III/JG2 и 10./JG2; I/JG5 и IV/JG5; I/JG11, III/JG11 и 10./JG11; Stab./JG26, I/JG26, II/JG26, III/JG26 и 10./JG26; Stab./JG51, I/JG51, III/JG51 и IV/JG51; Stab./JG54, I/JG54, II/JG54, III/JG54 и IV/JG54; II/JG300; JGr. Nord, JGr. West, JGr. Ost, JGr. Süd; JLÜGr.; I/EJG1, II/EJG1, III/EJG1 и IV/EJG1; I/EJG2; Stab./NAGr.13, 1./NAGr.13 и 2./NAGr.13; 3./NAGr.14; Stab(F)/123; в нескольких ночных NJG и истребительно-бомбардировочных эскадрильях. Позже, значительное число “A-4” поступило в учебные части.
Кроме фирмы Focke Wulf, в выпуске Fw.190 A-4 принимали участие Ago (Oschersleben), Arado (Warnemünde), Fieseler (Kassel). Производство продолжалось с июня 1942 года по август 1943 года. Согласно данным разных источников, общее количество выпущенных самолетов оценивается в диапазоне от 811 до 974 штук.