Focke-Wulf Fw.190 A-9

Германия » Focke-Wulf Fw.190A

Истребитель Fw.190 A-9 – последняя серийная модификация Focke-Wulf Fw.190A, оснащенная двигателем воздушного охлаждения BMW 801S (TS).

Установка мотора BMW 801F на Fw.190 обещала улучшить характеристики нового истребителя Fw.190 A-9 по сравнению с Fw.190 A-8. Однако начало серийного производства двигателя постоянно откладывалось.

Еще 13 июля 1942 года имперское министерство авиации Германии (Reichsluftfahrtministerium – RLM) поручило компании BMW форсировать работы по созданию двигателя BMW 801E мощностью 2000 л.с. В марте-апреле 1943 года прошли его успешные стендовые испытания. Характеристики мотора постоянно улучшались. На конец мая 1943 года запланировали летные испытания. С технической точки зрения двигатель работал отлично, но не хватало необходимого оборудования для массового производства.

Focke-Wulf Fw.190 A-9 W.Nr 202565 JG301
Focke-Wulf Fw.190 A-9 W.Nr 202565 JG301

Постоянные улучшения BMW 801E привели к созданию на его базе еще более мощного двигателя BMW 801F. Взлетную мощность “F”-модификации увеличат до 2400 л.с. (1790 кВт). Уже начали строить планы производства Fw.190 с новым мотором начиная с февраля 1944 года. Разработка двигателя продолжалась, но запланированный запуск серийного производства даже весной 1944 года представлялся сомнительным.

Для испытания двигателя BMW 801F собирались задействовать три прототипа: Fw.190 V34, V35 и V36. При этом Fw.190 V34 служил в первую очередь, как машина для тестирования и доводки двигательной установки. На Fw.190 V35 проверили влияние установленного вооружения на характеристики самолета. А Fw.190 V36 планировали оснастить полным комплектом вооружения и оборудования, чтобы он стал полноценным эталоном для новой модификации Fw.190 A-9.

Как и его предшественник Fw.190 A-8, стандартный состав вооружения “A-9” должен был включать: два MG 131 в фюзеляже, две MG 151/20 в основании крыла и две MG 151/20 вне зоны ометаемой винтом.

План поднять в воздух Fw.190 с “F”-мотором в мае 1943 года был сорван. И только 9 августа 1943 года Fw.190 V34 (W.Nr 410230) с двигателем BMW 801F V85 совершил первый полет. К февралю 1944 года самолет достиг налета более 37 часов с этим мотором. До 1 июля Fw.190 V34 совершит 136 полетов.

Focke-Wulf Fw.190 V34 с двигателем BMW 801F
Focke-Wulf Fw.190 V34 с двигателем BMW 801F

В качестве временного решения был установлен вентилятор Vo39 от двигателя BMW 801D и с ним провели замеры скорости полета с боевой и взлетной мощностью. На Fw.190 V34 у земли была достигнута скорость 588 км/ч, а на высоте 6100 м – 696 км/ч. В боевом режиме максимальная скорость была 680 км/ч. Но со временем начала барахлить маслосистема, двигатель стал недобирать мощность. Было решено его заменить.

В качестве замены отслужившего свое двигателя 1 марта 1944 года прототип Fw.190 V34 впервые получил силовую установку BMW 801TH – агрегат (TH-Triebwerk) с мотором BMW 801F/385003. Но эта замена отрицательно сказалась на характеристиках самолета. Двигатель стал менее высотным, на 30 км/ч упала скорость на больших высотах. 14 августа 1944 года самолет отправили в Рехлин (E-Stelle Rechlin) для дальнейших испытаний.

Следующим прототипом был Fw.190 V35, в который переоборудовали старую испытательную машину версии Fw.190 A-5 с заводским номером W.Nr 816. Только в марте 1944 года самолет получил “TH” агрегат с мотором BMW 801F. В отличие от V34, Fw.190 V35 имел полный комплект вооружения: два пулемета MG131 и четыре пушки MG151.

Focke-Wulf Fw.190 W.Nr 816 V35 BH+CF второй прототип Fw.190 A-9 с двигателем BMW-801F
Focke-Wulf Fw.190 W.Nr 816 V35 BH+CF второй прототип Fw.190 A-9 с двигателем BMW-801F

Результаты показали, что установка вооружения сделала прототип V35 медленнее V34 в среднем на 16 км/ч. При этом у земли разница скоростей была примерно 7-8 км/ч. А на больших высотах Fw.190 V35 был медленнее на 18 км/ч. Поскольку при обоих замерах скоростей использовался серийный вентилятор Vo39, то предположили, что вероятно двигатель 385003 оснащен некачественно изготовленным нагнетателем. Несмотря на это, самолет показал максимальную скорость 650 км/ч в боевом режиме. 8 апреля 1944 года прототип направили в Рехлин.

Был ли действительно построен прототип Focke-Wulf Fw.190 V36 остается неясным. На данный момент нет документов, когда и на базе какого самолета он мог быть создан.

Еще 13 августа 1943 года главный инженер “Фокке-Вульф” Вилли Катер (Willy Käther) заявил, что в период с февраля по май 1944 года производство Fw.190 будет переведено на BMW 801F. К концу 1943 года собирались испытать в общей сложности 30 двигателей. Но в действительности оказался доступен только один тестовый образец. Ни расширить программу испытаний, ни организовать серийное производство BMW 801F в запланированные сроки не удалось.

В результате пришли к компромиссному решению. Был разработан двигатель BMW 801S, по комплектующим максимально совместимый с BMW 801D. Новому мотору от BMW 801F достались поршни, цилиндры и шатуны. Двигатель поставлялся в составе комплекта BMW 801TS, включавшего кольцевой маслорадиатор и маслобак.

Новый мотор BMW 801S получился достаточно мощным. Его взлетная мощность изначально составляла 2040 л.с. при 2700 об/мин и давлении наддува 1,65 ata. Максимальная скорость Fw.190 A-9 с силовой установкой BMW 801TS составляла 666 км/ч на высоте 6,4 км и 560 км/ч у земли. При тех же 2700 об/мин мощность двигателя составляла 1700 л.с. на высоте 5,8 км.

Focke-Wulf Fw.190 A-9 W.Nr 490044 "Красная 22" 6./JG301 Bad Langensalza, Германия
Focke-Wulf Fw.190 A-9 W.Nr 490044 “Красная 22” 6./JG301 Bad Langensalza, Германия

Первые двигатели покинули завод в июле 1944 года, к 30 ноября их было уже 604 шт. К июню 1945 года запланировали поставку более 4100 моторов.

В августе 1944 года удалось построить первые 30 Fw.190 A-9. На истребители устанавливали силовые установки с увеличенным маслобаком и усиленным его бронированием. Стандартными для “A-9” считались воздушные винты с деревянными лопастями, но некоторые машины оснащались металлическими винтами. На истребители устанавливался увеличенный фонарь кабины пилота, как и на Fw.190 F-8. В сентябре было произведено уже более 100 самолетов. В том же месяце первые Fw.190 A-9 поступили в истребительные части. Так одними из первых восемь новых “Фокке-Вульфов” получила I/JG11, по семь I/JG26 и II/JG26, пять II/JG54, четыре IV/JG54, два II/JG6.

Focke-Wulf Fw.190 A-9 W.Nr 490044 "Красная 22" 6./JG301 Bad Langensalza, Германия, май 1945 года
Focke-Wulf Fw.190 A-9 W.Nr 490044 “Красная 22” 6./JG301 Bad Langensalza, Германия, май 1945 года

На первых серийных Fw.190 A-9 с агрегатами BMW 801TS подтвердилась проблема, обнаруженная еще в ходе испытаний. Новый вентилятор перед двигателем потреблял больше энергии для работы и на самом деле не улучшал охлаждение. Высотность самолета немного выросла, но уменьшилась максимальная скорость. Несмотря на плохие результаты испытаний, новый вентилятор был запущен в серийное производство, он же планировался для установки на “F”-двигатель.

Испытания силовой установки “TН” с двигателем BMW 801F продолжались до ноября 1944 года. В результате пришли к выводу, что BMW 801TH не должен оснащаться вентилятором “035”. Выпуск этих вентиляторов надо прекратить. Это означало возврат к использованию вентиляторов старого типа.

"Разоруженные" самолеты Люфтваффе во Фленсбурге летом 1945 года, среди них Focke-Wulf с 14-лопастным вентилятором, характерным для BMW 801S и Fw.190 A-9
“Разоруженные” самолеты Люфтваффе во Фленсбурге летом 1945 года, среди них Focke-Wulf с 14-лопастным вентилятором двигателя, характерным для BMW 801S и Fw.190 A-9

Тем временем велись работы по улучшению характеристик BMW 801TS за счет увеличения давления наддува до 1,82 ata. Тем более, что на BMW 801D уже удалось достигнуть 1,65 ata. Испытания проходили в феврале 1945 года в Рехлине.

К 30 ноября 1944 года было произведено 215 Fw.190 A-9 и еще 193 истребителя для плохих погодных условий Fw.190 A-9/R11. В ноябре только II/JG301 получила 38 новых “A-9/R11”. На всепогодные истребители устанавливали радиостанции FuG-125 и пеленгаторы PKS-12. В декабре выпустили 103 Fw.190 A-9/R11 и 20 Fw.190 A-9, а в январе 1945 года 50 “A-9/R11” и 67 “A-9”. Затем производство резко стало падать. В феврале Люфтваффе передали только 12 Fw.190 A-9, а в марте еще 24 самолета. Всего было построено около 700 истребителей Fw.190 A-9.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Fw.190 A-9