Focke-Wulf Fw.190 D-9
Весной 1942 были предприняты первые попытки улучшить характеристики Fw.190 за счет установки на “Фокке-Вульф” другого типа двигателя. Программа создания нового истребителя предусматривала параллельные испытания экспериментальных самолетов для версий Fw.190B, Fw.190C и Fw.190D, с разными моторами.
Курт Танк собирался использовать двигатель Jumo 213 в трех проектах: Ra-1, Ra-4 и Ra-8. Одним из прототипов истребителя Fw.190D стал созданный для проекта Ra-1 самолет Fw.190 V17 (CF+OX), который переделали из Fw.190A (W.Nr 0039). В сентябре 1942 прототип Fw.190 V17 получает Jumo 213 А-0 и его испытывает шеф-пилот фирмы Focke-Wulf Ганс Зандер (Hans Sander). Испытания других прототипов и разработка вариантов Fw.190 D-1 и Fw.190 D-2 затянулась до 1944 года.
После испытаний прототипов на базе предсерийных “Фокке-Вульфов” пришла очередь самолетов, переделанных из Fw.190 A-8. 12 июня 1944 года поднимается в воздух Fw.190 V53 (W.Nr 170003, DU+JC) с двигателем Jumo 213 CV. Позже этот прототип будет использоваться в программе создания истребителя Ta.152 под обозначением V68. В июле к испытаниям присоединиться Fw.190 V54 (W.Nr 174024, BH+RX). Прототипы были вооружены двумя пушками MG 151 в основании крыльев и двумя пулеметами MG 131 над двигателем. На Fw.190 V54 опробовали установку дополнительных двух пушек MG 151 вне зоны, ометаемой воздушным винтом. Но в итоге от такого варианта отказались. Оба этих прототипа будут потеряны во время налета авиации союзников на завод в Ганновере-Лангенхагене (Hannover-Langenhagen) 5 августа 1944.
Наконец Fw.190D начинает соответствовать требованиям министерства авиации. Истребитель запускают в серийное производство под обозначением Fw.190 D-9.
7 сентября 1944 г. Ганс Зандер поднимает в воздух первый серийный Fw.190 D-9 (W.Nr 210001, TR+SA). Производство началось на заводе Focke-Wulf в Коттбусе, по лицензии стали выпускать истребитель фирмы Fieseler (Кассель), Arado (Варнемюнде) и Mimetall (Эрфурт).
На серийные истребители устанавливали двигатель Jumo 213 A-1 мощностью 1750 л.с. и деревянный трехлопастной винт VS111 диаметром 3500 мм. Многие Fw.190 D-9 летали с винтом VS9. Кислородные баллоны разместили внутри 500 мм вставки перед хвостовым оперением. Топливо располагалось в двух баках, под полом кабины пилота. Передний бак (232 литра) имел заливную горловину на правой стороне фюзеляжа за воздухозаборником нагнетателя. Горловина заднего бака (292 литра) находилась справа, на уровне задней кромки крыла. Мощность мотора можно было на короткое время повысить с помощью системы MW50. Бак с водометанолом располагался за кабиной пилота, а его заливная горловина на левой стороне фюзеляжа.
Возникли проблемы установки системы повышения мощности MW50 для мотора Jumo 213. Большинство первых Fw.190 D-9 выпустили без установки MW 50, но фирма Юнкерс создала комплект кратковременного увеличения мощности двигателя (Ladedrucksteigerungs-Rüstsatz), который увеличивал мощность на 150 л.с. – до 1900 л.с. и был эффективен до 5000 метров. Установку оборудования производили в полевых условиях с сентября 1944 года, до конца декабря установили 183 комплекта. В ноябре начали устанавливать упрощенный вариант системы MW 50 (Oldenburg), который увеличивал мощность до 2100 л.с. До конца 1944 года 60 самолетов было оборудовано системой MW 50 “Oldenburg”. Более поздний вариант системы имел двойное назначение. Бак мог заправятся водометанолом, либо дополнительным топливом.
До 11 декабря 1944 года выпускали всепогодный вариант истребителя Fw.190D-9/R11. Самолет дополнительно оборудовался пеленгатором PKS 12, радиостанцией FuG 125 и обогревом козырька фонаря.
20 сентября 1944 года группа III/JG54, базирующаяся в Ольденбурге, получает первые четыре Fw.190 D-9. До конца сентября группа получит 18 “Дор”, еще 56 в октябре. 28 сентября 1944 состоялась первая победа Fw.190 D-9. Командир группы Роберт Вайс (Robert “Bazi” Weiß) и его ведомый вылетели на перехват разведчика Spitfire PR. ХI (541 Squadron RAF) и в районе 16:00 сбили его к юго-западу от Бремена.
Первоначально длинноносый «Фокке-Вульф» не произвел на пилотов хорошего впечатления. Они решили, что новый истребитель потерял в маневренности. В конце сентября Курту Танку пришлось лично навестить подразделение и сказать пилотам, что Fw.190 D-9 временное решение, пока не начнется массовый выпуск Та.152.
Истребители использовались для прикрытия Me.262. Реактивные самолеты были особенно уязвимы для вражеских истребителей во время взлета и посадки, так как им требовалось много времени для набора скорости – особенно во время взлета. Во время приземления Me.262 требовалась довольно длинная траектория для захода на посадку. В роли истребителя прикрытия Fw.190 D-9 оказался быстрее и маневреннее, чем самолеты оснащенные двигателем BMW 801, “Доры” обладали лучшей скороподъемностью.
Fw.190 D-9 поступили на вооружение групп и эскадрилий: Stab./JG1, I/JG1; Stab/JG2, I/JG2 и III/JG2; IV/JG3; Stab./JG4; Stab./JG6 и II/JG6; Stab./JG11; I/JG26, II/JG26, III/JG26 и IV/JG26; III/JG54; II/JG300; II/JG301; JV44.