Messerschmitt Bf.109 G-14
Германия » Messerschmitt Bf.109G
Модификация Bf.109 G-14 – попытка стандартизации производства истребителей Bf.109G. Выпуск версии “G-6” привел к возникновению множества вариантов самолета из-за децентрализации серийного производства. Возникали проблемы совместимости элементов самолетов, срывались сроки поставок в боевые части. Истребители Bf.109 G-14 должны были получить последние изменения, которые были введены во время производства Bf.109 G-6. Все компоненты самолета, выпускавшиеся разными заводами, собирались унифицировать в целях оптимизации производственного процесса, эксплуатации и боевого применения. Штатной для новых истребителей стала установка системы впрыска водо-метанола MW 50.
Если попытка стандартизации оказалась скорее неудачной, то использование смеси MW50 себя оправдало. Мощность двигателя вырастала на 10%—15% на время до 10 минут при нормальном режиме полета или до 5 минут во время воздушного боя. Максимальная скорость увеличивалась до 568 км/ч на уровне моря, а на высоте 5000 метров – до 665 км/ч. Двигатели DB 605A, оснащенные системой MW50, получили обозначение DB 605AM.
Если объединить основные изменения, внесенные в ходе производства “G-6” (и популярные заводские комплекты), то можно составить список:
- система MW-50;
- двигатель DB 605AM;
- радиостанция FuG 16ZY с “Моран” антенной под крылом;
- система распознавания свой-чужой FuG 25a IFF;
- фонарь кабины “Erla Haube” с бронезаголовником из бронестекла;
- мачта антенны на раме фонаря (или вообще без мачты);
- высокое вертикальное оперение;
- Комплект Rüstsatz R3 (для сбрасываемого топливного бака).
Внедрение всех элементов всеми производителями не произошло. Истребители Bf.109 G-14, построенные фирмой Erla, были оснащены высокими хвостами. Самолеты, построенные WNF, получили низкое вертикальное оперение. Первые партии “G-14”, изготовленные Messerschmitt, имели старый короткий хвост, но некоторые из них были оснащены длинным хвостовым колесом. На значительное число самолетов производства Erla были установлены более крупные маслобаки.
На Bf.109 G-14 ранних партий часто устанавливали двигатели DB 605A, что делает их практически идентичными “поздним” Bf.109 G-6.
Отличительной особенностью истребителей, оснащенных впрыском водо-метанола в двигатель, была выступающая крышка батарейного отсека на задней стенке кабины пилота. Это изменение было обусловлено перемещением батареи вперед, в связи с установкой бака системы MW 50.
Вариант Bf.109 G-14/U4 производится только фирмой WNF (диапазон серийных номеров 510XXX-512XXX). Производство истребителей, вооруженных 30 мм мотор-пушкой MK 108, началось в августе 1944 года, а последний самолет был собран в декабре. После этого WNF перешла на выпуск Bf.109 G-10/U4.
В июле 1944 года самолеты Bf.109 G-14 получили три истребительные эскадры: JG4, JG76 и JG77. Первые Bf.109 G-14 были практически неотличимы от “G-6”, которые они должны были заменить. Различные варианты “G-14” будут оставаться в производстве до февраля 1945 года. Было выпущено около 5500 самолетов Bf.109 G-14 и Bf.109 G-14/AS.
Bf.109 G-14/AS
Выпуск Bf.109 G-14/AS начался в сентябре 1944 года, когда в Регенсбурге собрали первые истребители этой модели. Подобно другим “G-14”, установка системы MW50 была основной особенностью этого самолета вместе с мотором DB 605AS.
В конце весны 1944 года началось производство двигателя DB 605ASM, работающего на топливе C3, предназначенного для самолетов с системой MW 50. С некоторыми ограничениями можно было использовать и топливо B4. Мощный нагнетатель двигателя поддерживал давление наддува на больших высотах. По этой причине большинство Bf.109 G-14/AS отправили на Западный фронт.
Позже на Bf.109 G-14/AS стали устанавливать двигатели DB 605ASCM, DB 605ASMO, DB 605ASB, DB 605ASC. Ранние “G-14/AS” могли оснащаться двигателем DB 605AM (например, самолет с W.Nr 461174). Во время капитального ремонта на самолеты могли поставить двигатель DB 605D (например, WNr 781096).
Истребители Bf.109 G-14/AS выпускались с высоким хвостом. Капоты двигателя имели вытянутые обтекатели пулеметов, как на “G-6/AS”. Самолеты производства Erla имели обтекатели немного меньшей длины. Фонарь кабины “Erla Haube”, радиостанция FuG 16ZY с антенной под крылом, FuG 25a IFF с антенной под фюзеляжем считались стандартным оборудованием.
Большинство Bf.109 G-14/AS были изготовлены на заводах Мессершмитта в Регенсбурге. Фирмой Erla было выпущено около 110 самолетов. Общее количество собранных Bf.109 G-14/AS составило около 1000 самолетов.