Messerschmitt Bf.109 G-5
Германия » Messerschmitt Bf.109G
Высотная версия истребителя с герметичной кабиной и двумя пулеметами MG 131 калибра 13-мм (взамен MG 17) получила обозначение Bf.109 G-5.
Во время боев Bf.109G с американскими бомбардировщиками B-17 и B-24, а также советскими штурмовиками Ил-2 оказалось, что вооружение “Мессершмитта”, а особенно малокалиберные пулеметы MG 17 имеют низкую эффективность. Для усиления вооружения решили заменить два синхронных пулемета MG 17, размещенные над двигателем, на два 13 мм пулемета Rheinmetall Borsig MG 131 E2. Такой вариант вооружения успешно опробовал еще в 1941 году Адольф Галланд (Adolf Galland) на истребителях Bf.109 F-2 (Bf.109 F-2/U), модифицированных специально для него.
Пришлось изменить систему питания пулеметов, выброса стреляных гильз. На боках капота двигателя сделали обтекатели питающей системы новых пулемётов.
Подача воздуха в герметичную кабину осуществлялось с помощью нового воздушного компрессора Knorr 300/10, отбиравшего мощность от ведущего вала двигателя. Компрессор прогонял воздух через воздушный фильтр, а затем подавал его через односторонний клапан и регулятор в кабину. Клапан исключал падение давления в кабине в случае поломки или при повреждении компрессора. Компрессор Knorr 300/10 перенесли на правый борт, что добавило еще одно небольшое вздутие под обтекателем пулемета.
В марте 1943 года на сборочной линии завода Erla в Лейпциге появились первые 5 истребителей Bf.109 G-5 с герметичной кабиной. Производство Bf.109 G-5 и Bf.109 G-6 шло параллельно. Первые “G-5” имеют серийные номера, лежащие в диапазоне номеров “G-6”. У самолетов Bf.109 G-6 производства Erla на капоте было характерное для Bf.109 G-5 вздутие под правым обтекателем пулемета, несмотря на отсутствие воздушного компрессора.
На самолетах ранних серий устанавливали высокую мачту антенны, на более поздних сериях – короткую мачту и кольцо радио полукомпаса. При переоборудовании истребителей до стандарта “G-6” демонтировали оборудование для подачи воздуха, меняли защиту пилота сзади-сверху. Вместо пластины бронезаголовника (толщиной 8 мм, являлся частью герметичной кабины) пилота устанавливали наклонное пулестойкое стекло с металлическим каркасом, которое улучшило обзор назад. Некоторые самолеты Bf.109 G-5 оснащались новым фонарем улучшенной обзорности, так называемым Erla Haube (название происходит от авиазавода — Erla GmbH).
С сентября 1943 года начали устанавливать увеличенное вертикальное хвостовое оперение. На поздних сериях, в целях экономии стратегических материалов, хвост стали делать из дерева. Увеличенный руль направления улучшил устойчивость истребителя при взлете и посадке.
В начале осени 1943 года Bf.109 G-5 стали поступать на запад в части обороны Рейха. В числе первых получателей “G-5” были l/JG3, ll/JG3, lll/JG1 и ll/JG11. В ноябре 1943 года несколько Bf.109 G-5 поступило в lll/JG54 и JGr25. Одной из первых потерь стал истребитель c W.Nr 15961 из 5./JG3. Летчик Uffz. Scheibe 21 сентября 1943 года получил травму во время выполнения аварийной посадки.
Bf.109 G-5/AS
Чтобы улучшить характеристики двигателя DB 605A, особенно при полете на большой высоте, фирма Daimler-Benz установила нагнетатель увеличенного диаметра, который использовался в двигателе DB 603G. Таким образом, получили новый вариант двигателя – DB 605 AS (S-sonder, специальный). Испытания проходили на Bf.109 G-5 с мотором DB 605 AS, воздушным винтом VDM 9-12159A и увеличенным маслорадиатором Fo 987 (ранее использовались радиаторы Fo 870).
Истребители с двигателями DB 605 AS получили обозначение Bf.109 G-5/AS. Основным субподрядчиком по установке этих двигателей стал завод Eria- Antwerpen.
Messerschmitt Bf.109 G-5/U2/AS оборудовались системой впрыска закиси азота GM 1 для двигателя DB 605 AS. Bf.109 G-5 оснащенные радиостанцией FuG 16ZY (с блоком наведения) имели антенну под фюзеляжем самолета.
Истребители Bf.109 G-5/AS начали поступать в II/JG11 в апреле 1944 года. Первые фотографии самолета с W.Nr 110064 командира группы II/JG11 Гюнтера Шпехта (Gunther Specht) датированы 8 апреля 1944 года. Позже небольшое количество этих машин получили другие подразделения (в том числе группа II/JG 27, которая получила две машины в июле и еще две в октябре).
Согласно первоначальным планам 76 Bf.109 G-5 и 100 Bf.109 G-5/R2 (Rüstzustand 2, разведывательные) должны были быть оснащены двигателями DB 605AS. Но до 30 июня 1944 года только 16 самолетов переоборудовали, что, похоже, было концом программы.
Несколько Bf.109 G-5 оборудовали двумя подкрыльевыми направляющими для неуправляемых ракет WGr. 42 (Nebelwerfer 42) калибра 210 мм (Bf.109 G-5/BR 21, BR-Bordrakette). Эти самолеты использовались для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками союзников. Эскадрильи 2./JG27 и 5./JG53 были укомплектованы самолетами, вооруженными ракетами.
Самолеты Bf.109 G-5 (W.Nr 15708 DV+JB, W.Nr 15709 DV+JC) использовались для заводских испытаний с разными типами двигателей (например, Daimler-Benz 628A). Messerschmitt Bf.109 G-5 (W.Nr. 18319, CJ+MG) стал прототипом двухместной версии – Bf.109 G-12.
Первоначально планировали построить 475 высотных Bf.109 G-5. Но многие истребители “G-5” выпустили без герметичной кабины или переделали под стандарт Bf.109 G-6. Выпуск продолжался до июня 1944 года.
Модификация Bf.109 G-5 стала последней серийной версией Bf.109, оснащенной герметичной кабиной. Самолеты этого типа должен был заменить высотный истребитель Bf.109H.