Messerschmitt Bf.109 K-4
Германия » Messerschmitt Bf.109K
Истребитель Bf.109 K-4 стал последней серийной модификацией целого семейства самолетов Messerschmitt Bf.109. С самого начала самолет разрабатывался для установки на нем двигателя DB 605D.
Большинство проектных работ было проведено фирмой WNF (Wiener Neustädter Flugzeugwerke). Но основная нагрузка по серийному производству легла на завод “Мессершмитта” в Регенсбурге. Заводы WNF были заняты модификацией и переоборудованием самолетов Bf.109G.
Внешне Bf.109 K-4 был похож на Bf.109 G-10. На обе модификации устанавливались двигатели DB 605D. Но можно выделить особенности «Курфюрста»:
- переработана топливная система двигателя (DB 605DB/DC с впрыском MW50);
- установка 30 мм пушки MK 108 за двигателем стала штатной;
- Компоновка кабины пилота существенно изменена, впервые с момента создания Bf.109F в конце 1940 года
- на центральной панели приборов разместили шесть элементов (вместо четырех);
- панель предохранителей разместили на правом борту кабины;
- ручку primer’а двигателя перенесли на левый борт;
- древесину стали использовать при изготовлении приборной панели, органов управления, сиденья, а также для других элементов планера (руль направления, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы);
- хвостовое колесо стало полностью убираемым, закрываться створками (однако часто оно фиксировалось в выпущенном положении);
- появились створки и для основного шасси;
- большие 660х190мм колеса основного шасси стали штатными, что потребовало появление больших вытянутых обтекателей на крыле;
- на верхней поверхности крыла появились индикаторы положения шасси;
- заливная горловина для топлива переместилась на одну секцию вперед;
- кольцевая антенна радио-полукомпаса переместилась на одну секцию ближе к хвосту;
- радиостанцию переместили на одну секцию вперед, там же разместили аккумуляторную батарею;
- люк доступа в радио отсек перенесли вперед и немного выше;
- кислородные баллоны разместили в правом крыле.
Объем бака системы MW 50 увеличили до 115 литров. Этот бак на истребителе Bf.109 K-4 можно было использовать не только для смеси метанола и воды, но и для обычного топлива. Таким образом, он мог применяться в качестве дополнительного топливного бака. Дальность полета увеличивалась без использования 300 литрового сбрасываемого бака, ухудшающего аэродинамику и летные характеристики.
Изначально на “K-4” уславливался фонарь кабины “Erla-Haube” с мачтой для антенны. Но в ноябре 1944 вышла директива (TAGL II Bf 109 A2 Nr. 3, 427/44), которая содержала инструкции для фронтовых мастерских технического обслуживания по изменению стандарта крепления антенны. От мачты отказались, а антенна должна была крепиться к фюзеляжу между фонарем и кольцом полукомпаса.
Выпуск наборов Rüstsatz и Rüstzustand был запланирован. Но только установка 300-литрового дополнительного сбрасываемого топливного бака (Rüstsatz R3) нашла широкое применение на “K-4”.
Истребители Messerschmitt Bf.109 K-4 поступили в боевые части в середине октября 1944 года. Среди первых самолеты получила группа III/JG27, а уже 14 октября, 19-го и 20-го отчиталась о списании трех “K-4″, потерянных во время тренировочных полетов. Группа IV/JG27 получила 5 истребителей, а II/JG27 только два. В середине октября на авиабазе Neuruppin находилось уже 75 истребителей Bf.109 K-4 из состава группы III./JG77.
2 ноября 1944 самолеты 8 USAAF бомбили заводы и другие цели в Саксонии и вокруг Лейпцига. В бою с истребителями P-51 Mustang Люфтваффе потеряли 9 самолетов Bf.109 K-4. Особенно чувствительными были потери среди пилотов. Пять летчиков погибло: Fw. Hermann Richter, Uffz. Hermann Serwin, Hptm. Ernst Gobert, Lt. Kurt Fadschild и Fw. Karl Knippen. Последние три воевали в составе 10./JG27, а остальные в 9./JG27. Четыре летчика получили ранения. Один из потерянных самолетов был Bf.109 K-4 с заводским номером 330027. Группа IV/JG27 также потеряла 2 ноября 1944 года один Мессершмитт “K-4”.
В июле 1944 года был согласован двухлетний план производства, который предполагал выпуск до марта 1946 года 12700 самолетов Bf.109 K-4. Из-за трудностей в поставках сырья и в результате бомбардировок заводов фактическое производство было гораздо ниже. Фактическое число построенных “K-4” неизвестно. На конец ноября 1944 выпустили 534 самолетов. Еще, по крайней мере, 1200 было построено к тому времени, когда война закончилась.