Штурмовик Ил-10

Штурмовик Ил-10

with Комментариев нет

Конструкторское бюро Ильюшина создало Ил-10 на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Штурмовик Ил-10 являлся глубокой модернизацией самолета Ил-2.

Ил-2 с мотором АМ-38 серийно выпускался с марта 1941 года. Он был главной ударной силой штурмовой авиации РККА в ходе Великой Отечественной войны. Но уже на второй год войны были сформулированы требования к перспективному штурмовику. От нового самолета требовалась большая скорость и маневренность.

Самолет следующего поколения, отвечающий новым требованиям, создал Павел Осипович Сухой. Его одноместный штурмовик Су-6 с двигателем М-71 мощностью 2000 л.с. в июне 1942 года успешно прошел госиспытания. Но военная ситуация на фронте летом-осенью 1942 года не позволяла организовать серийный выпуск моторов М-71.

Сергей Владимирович Ильюшин тоже рассматривал вариант использования двигателя М-71 для штурмовика. Но его проект двухместного бронированного БШ подразумевал увеличение бронирования, бобовой нагрузки и дальнейшее усиление пушечного вооружения. По сравнению с Ил-2 масса брони должна была увеличиться еще на 750 кг.

Штурмовик Ил-10
Штурмовик Ил-10

В начале сентября 1942 года от А.М. Микулина поступило предложение создать модификацию двигателя АМ-38 с увеличенным наддувом и оборотами. Расчетная взлетная мощность нового мотора АМ-42 должна была вырасти до 2000 л.с., а номинальная на высоте 1600 м – до 1750 л.с. Ильюшин поддерживал идею создания двигателя, сохраняющего преемственность АМ-38 и АМ-38Ф.

25 сентября 1942 года вышло постановление ГКО, которое поручало ОКБ Ильюшина и авиазаводу №18 создать два модернизированных Ил-2 с двигателем АМ-42. Штурмовик с улучшенной аэродинамикой и более высокими летными характеристиками получил обозначение Ил-2 АМ-42 (или С-42). Он отличался уменьшенной бомбовой нагрузкой. Другой самолет получил обозначение Ил-2М АМ-42. Это был тяжелый штурмовик-бомбардировщик с максимальной бомбовой нагрузкой 1000 кг. На нем усилили бронирование экипажа, что влекло за собой ухудшение летных данных.

Приказ № 732 Наркомата авиационной промышленности от 29 сентября обязал главного конструктора А.А. Микулина и директора завода №24 М.С. Жезлова к 1 января 1943 года провести совместные 50-часовые испытания двигателя АМ-42. Два мотора к 15 января должны были передать Ильюшину, чтобы к 1 марта закончить государственные испытания штурмовика с новым двигателем. Начать серийно выпускать АМ-42 запланировали с апреля 1943 года.

ОКБ Микулина и опытное производство завода №24 приступили к изготовлению деталей для пяти двигателей, как только получили указание на разработку нового мотора, Через 30 дней первый АМ-42 отправили на заводские испытания, на которых двигатель показал на взлетном режиме мощность 1978 л.с.

В ноябре 1942 года собрали пять опытных двигателей. Каждый месяц выпускали по 3-5 моторов, которые использовали для доводки и усовершенствования конструкции. В январе 1943 года на заводских испытаниях, а в мае и на совместных, добились ресурса в 50 часов. Испытания двигатель прошел удовлетворительно, но были выявлены дефекты, которые следовало устранить. Дальнейшая доводка АМ-42 осуществлялась под руководством М.Р. Флисского, так как в мае 1943 года Микулина освободили от обязанностей главного конструктора завода № 24.

По постановлению ГКО от 7 февраля 1943 года завод №240 к 15 марта должен был создать на базе серийного Ил-2КР двухместный бронированный разведчик-корректировщик артиллерийского огня с мотором АМ-42. В мае 1943 года провели испытания опытного самолета, которые завершились неудачно. 10 мая летчик-испытатель В. К. Коккинаки первый раз поднял его в воздух. После выявления существенных производственных дефектов самолет вернули на завод.

Штурмовик Ил-10
Штурмовик Ил-10

В ходе работ по созданию новых штурмовиков был разработан проект бронированного истребителя. В письме, направленном 11 апреля 1943 года народному комиссару Шахурину, Ильюшин написал, что максимальная скорость самолета у земли будет 480-490 км/ч. А на высоте бронированный истребитель разгонится до 500-510 км/ч.

Постановлением ГКО от 17 мая 1943 года предписывало на заводе №1 построить 50 одноместных “истребителей” Ил-2 АМ-38Ф, два Ил-2 АМ-38Ф с улучшенной аэродинамикой, два Ил-2 АМ-42 с улучшенной аэродинамикой. Завод №18 обязали изготовить один одноместный бронированный истребитель Ил-1 АМ-42 и один двухместный. Истребители Ил-1 требовалось предать на госиспытания в июле того же года.

Распоряжения по созданию Ил-2М и С-42 оставались в силе. Работы по Ил-2М закончили в июне 1943 года. 7 августа его передали московскому заводу №240, для продолжения доводки машины и заводских испытаний. И если Ил-2М проходил летные испытания, то С-42 не был доведен до летного состояния. Хотя работы по С-42 поначалу шли довольно быстро.

Чертежи Ил-1 АМ-42 ОКБ Ильюшина закончило в начале июня 1943 года. Согласно приказу НКАП от 6 июня их отправили на куйбышевский завод №18.

19 июня 1943 года двухместный бронированный штурмовик Су-6 М-71Ф передали для проведения государственных испытаний. Они начались на следующий день и завершились 30 августа. Самолет Сухого блестяще прошел госиспытания. Ильюшин принимает решение переделать в двухместный штурмовик с высокими летными характеристиками, разрабатываемый бронированный истребитель Ил-1. Как запасной вариант, в конце августа 1943 года, конструктор предлагает доработанный проект самолета БШ М-71 – тяжелый бронированный штурмовик Ил-8 М-71.

Штурмовик Ил-10 весна 1945 года
Штурмовик Ил-10 весна 1945 года

Эскизный проект тяжелого Ил-8 с двигателем М-71 руководство НИИ ВВС утвердить отказалось. А штурмовик на базе истребителя Ил-1 вызвал интерес в НКАП. Ильюшину разрешают переделать Ил-1 в двухместный штурмовик и, одновременно, создать одноместный бронированный истребитель.

В сентябре 1943 года мотор АМ-42 первый раз отправили на госиспытания, которые он не прошел. Доработанный двигатель на заводских испытаниях 23 декабря прошел 100-часовые испытания.

К концу года на заводе №18 ведутся работы по созданию сразу двух Ил-1. На 1 декабря 1943 года они оба считаются двухместными бронированными штурмовиками. Бронированный истребитель Ил-1 продолжает собирать завод №1.

10 марта 1944 года двухместный Ил-1 отправили в Москву на завод №240 для доводки и проведения испытаний. В конце апреля Ильюшин в докладной записке заместителю наркома А.С. Яковлеву называет двухместный бронированный штурмовик уже как Ил-10. В рамках заводских испытаний полеты на опытной машине проводит шеф-пилот ОКБ В.К. Коккинаки. 13 мая 1944 штурмовик передали для проведения госиспытаний, которые завершились успешно 27 мая. Отметили высокие летные данные опытного самолета, несмотря на перебои в работе мотора. Выявили и ряд недостатков.

На тот момент уже прошли госиспытания других самолетов с двигателем АМ-42 Микулина. Были испытаны тяжелый штурмовик Ил-8 и штурмовик Сухого – Су-6 АМ-42. Но для серийного производства выбрали Ил-10.

Штурмовики Ил-10
Штурмовики Ил-10

Главными преимуществами Ил-10 перед Ил-2 были: улучшенная маневренность, усиленная защита от истребителей и малокалиберной зенитной артиллерии противника. Штурмовик Су-6 имел сопоставимые с Ил-10 летные и маневренные характеристики, но у самолетов Сухого были преимущества по составу ракетно-бомбового вооружения. Основное преимущество “десятки” перед Су-6 заключалось в том, что наладить массовое производство приемника Ил-2 было проще.

В ходе доработок на Ил-10 подвижную установку ВУ-7 с 20-мм пушкой заменили на ВУ-8 с 12,7-мм пулеметом. В июле-августе 1944 года самолет успешно прошел госиспытания. 23 августа 1944 года согласно решения ГКО штурмовик Ил-10 должны были начать серийно производить заводы №1 и №18.

27 сентября 1944 года в воздух поднялся первый серийный Ил-10, выпущенный авиазаводом №1. В октябре “десятки” первых серий заводов №1 и №18 начали передавать военным. После облета самолетов выявили ряд дефектов, которые были связанны, в основном, с работой двигателя. Временно серийное производство приостановили. Только 26 декабря 1944 года его возобновили, но выпустить 225 запланированных на 1944 год самолетов не успели. До конца года собрали 212 штурмовиков. Сдать завод №1 смог только 56 самолетов, а завод №18 еще 43 машины.

Штурмовики Ил-10
Штурмовики Ил-10

Первыми изучать новый штурмовик начал летный и технический состав частей 1-ой запасной авиабригады. В сентябре 1944 года в 5-ом ЗАП к освоению самолета приступила 2-я эскадрилья. В 12-ом ЗАП штурмовик Ил-10 первой изучать начала 3-я эскадрилья.

15 апреля 1945 года состоялось первое боевое применение Ил-10. Удары наносили группы по 8-15 штурмовиков из состава 571ШАП. За день полк выполнил 73 боевых вылета. Зенитной артиллерией был подбит самолет младшего лейтенанта В.И. Кудрявцева. Погиб воздушный стрелок сержант Н.П. Сумряков. Штурмовики 571ШАП продолжали наносить удары до 8 мая, совершив 735 самолето-вылетов.

16 апреля 1945 года на Ил-10 в бой вступил 108ГШАП. Боевые вылеты продолжались до 30 апреля, в которых было потеряно три самолета. Еще четыре недосчитались из-за небоевых потерь. Общее число боевых вылетов равнялось 224.

8 мая первым боевым вылетом на Ил-10 отметился 118ГШАП, нанеся удары по противнику в районе Кандавы. В ходе 60 боевых вылетов было потеряно три самолета.

Ил-10 участвовали в боях с Японией. К началу боевых действий на Дальнем Востоке освоить новый штурмовик успел 26ШАП 12ШАД ВВС Тихоокеанского флота. На 9 августа 1945 года в составе полка числилось 35 Ил-10. Уже с утра 23 самолета 26ШАП атаковали корабли и транспорты в корейском порту Расин.

Ил-10 в полете
Ил-10 в полете

После войны продолжалось усовершенствование штурмовика. Среди основных способов улучшения летных характеристик самолета была доводка двигателя и его агрегатов. Выпускать штурмовики Ил-10 на заводе №1 перестали в начале 1946 года, а на заводе №18 в 1947 году. Воронежский завод №67 занимался производством “десяток” до 1949 года. Эти три завода выпустили 4600 штурмовиков Ил-10, а еще 280 собрали в учебно-тренировочном варианте.

В декабре 1951 было налажено лицензионное производство штурмовиков Ил-10 чехословацкой фирмой «Авиа», где они получили обозначение Avia B-33 и Avia CB-33. Выпуск продолжался до 1956 года, было собрано около 1200 самолетов.

В Советском Союзе серийный выпуск “десяток” возобновили в 1953 году, но уже модификации Ил-10М. Производство этой версии продолжалось не долго, всего выпустили 146 самолетов.

Оставить ответ