Бомбардировщик Су-2 М-82

Бомбардировщик Су-2 М-82

with Комментариев нет

Одномоторный Су-2 М-82 использовался как легкий бомбардировщик, корректировщик артиллерийского огня и разведчик. Установка более мощного двигателя Швецова М-82 (АШ-82) существенно улучшила летные характеристики самолета Павла Сухого.

13 мая 1941 года был издан приказ НКАП №438 “О выпуске моторов М-82 на заводе №19”. Требовалось установить двигатели М-82 на самолеты МиГ-3, ДИС-200 (МиГ-5), Як-3 (Як-1), Су-2, И-185, и «103» (Ту-2). Согласно приказу с 1 июля 1941 года предстояло начать летные испытания Су-2 с мотором М-82.

Проектирование было выполнено в срок, постройка самолета была завершена к началу июля. Сразу приступили к испытаниям на аэродроме завода № 289. Полеты на Су-2 М-82 проводил Фиксон Николай Демьянович, летчик-испытатель ОКБ Сухого. Уже после первых вылетов обнаружились дефекты двигателя М-82, недоведенность карбюратора. Мотор показывал недостаточную приемистость.

Серийный Су-2 M-82 №15116 на лыжном шасси март 1942
Серийный Су-2 M-82 №15116 на лыжном шасси март 1942

Контролировавший ход испытаний заместитель наркома В.П. Кузнецов распорядился довести карбюраторы, дальнейшие работы над Су-2 с мотором М-82 провести в ЛИИ НКАП. Чтобы подобрать карбюратор потребовалось около восьмидесяти полетов. В ходе испытаний заменили 3 двигателя, 6 карбюраторов, 4 регулятора оборотов и целый ряд других агрегатов. Испытания в ЛИИ затянутся с августа по октябрь 1941 года.

Не дожидаясь окончания испытаний, 10 августа 1941 года НКАП издал приказ обеспечить выпуск самолетов Су-2 с мотором М-82. Главный конструктор завода № 289 должен был отработать и провести все летные испытания Су-2 М-82 к 20 августа и передать чертежи необходимых переделок по установке мотора М-82 на самолете Су-2 заводам №135 и №207 к 12 августа 1941 года. Директору завода №135 И.М. Кузину предписывалось выпустить 5 самолетов Су-2 М-82 к 1 сентября 1941 году. Кузин и директор завода №207 В.П. Горин должны были подготовить серийное производство и обеспечить серийный выпуск Су-2 М-82 с 10 сентября 1941 года.

На момент приказа мотор Швецова был еще опытным. В конце сентября 1941 двигатель М-82 приняли на вооружение ВВС РККА. Но полностью снять все летные характеристики Су-2 с мотором М-82 не смогли. В начале октября самолет отправили в Казань, там его использовали для снятия эскизов винтомоторной группы. Она была применена на тяжелом бомбардировщике ТБ-7 (Пе-8).

Тем временем основное серийное производство самолетов Су-2 продолжалось с двигателем М-88. Хотя в сентябре первые два серийных Су-2 М-82 собрали на заводе №135. По мере приближения фронта к Москве и Харькову, началась эвакуация предприятий, складов и учреждений. В октябре из Подмосковья в г. Молотов (Пермь) эвакуируют заводы №207 и №289.Там они объединяются с эвакуированным из Харькова заводом №135 в состав которого вошли еще и другие эвакуированные заводы №450, №472, №480.

Условия эвакуации промышленности на Восток во время Великой Отечественной войны были исключительно тяжелые. В этих же сложных условиях перебазировались и заново начинали работать заводы, выпускавшие Су-2. Уже 1 октября 1941 года в Молотов из Харькова прибыл первый эшелон с оборудованием, но только 4 декабря – последний.

В начале ноября Нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин распорядился до конца 1941 года выпустить 70 Су-2 М-82. Он считал, что к 15 ноября удастся установить и запустить в работу на площади пермского завода № 19 все эвакуированное сюда оборудование. А в декабре ожидалось довести выпуск до трех самолетов в сутки.

Погрузка оборудования происходила под огнем врага, а во время разгрузки зачастую отсутствовал транспорт. Завод № 19 по началу оказался не готов к приему огромного числа поступившего оборудования, для которого не хватало рабочих. В ходе эвакуации были утеряны чертежи винтомоторной группы М-82 для Су-2. Для производства не хватало различных материалов, требовалось начать выпуск их заменителей.

19 ноября 1941 года директор завода №135 Кузин доложил о всех трудностях восстановления производства. Ни о каком выпуске бомбардировщиков Су-2 до конца месяца не могло быть и речи. В результате ГКО принял два постановления. Согласно постановлению №915cc требовалось установить, отработать, испытать двигатель М-82 на самолетах ТБ-7 (Пе-8), «103» (Ту-2), Ил-2, Дб-3Ф (Ил-4), а затем начать серийный выпуск этих самолетов. Из другого документа фактически следовало, что серийное производство Су-2 прекращается. Постановлением ГКО №916сс Наркомавиапром обязывал директора завода Кузина и Главного конструктора Ильюшина развернуть подготовку производства Ил-2 с мотором М-82, чтобы с 15 февраля начать выпуск этих штурмовиков. Заводу №135 разрешалось выпустить только те самолеты Су-2, которые имелись в заделе.

Су-2 M-82 №15116 на лыжном шасси в НИИ ВВС, март 1942
Су-2 M-82 №15116 на лыжном шасси в НИИ ВВС, март 1942

В таких условиях в декабре 1941 года собрали 15 Су-2. Еще 40 самолетов – за первые два месяца 1942 года. Из этого количества на 36 машин установили двигатель М-82, на две – М-88 и еще на две – М-89.

Завод в Молотове перестраивался на производство Ил-2 с мотором М-82 очень медленно. Даже с учетом сокращения выпуска бомбардировщиков Су-2. Как следствие, в конце января 1942 года Государственный Комитет Обороны решает завод №135 расформировать. По постановлению ГКО №1208сс от 24 января 1942 года московскому заводу №30 для полного укомплектования передавалось необходимое оборудование, инструмент, материалы и кадры. Оставшееся оборудование и сотрудники распределялись между заводом №381 (г. Нижний Тагил) и авиазаводом №23 (г. Москва). А еще НКАП решил заново организовать завод №289.

Су-2 M-82 №15116 на лыжном шасси
Су-2 M-82 №15116 на лыжном шасси

Между тем, 25 февраля на госиспытания передали серийный Су-2 М-82 №15116. Самолет был оборудован винтом ВИШ-21, была установлена бронезащита для штурмана. Улучшили оборонительное вооружение. Помимо турели с 7,62-мм пулеметом, добавили еще нижний люк с 7,62-мм пулеметом ШКАС. Наступательное стрелковое вооружение осталось прежним – в крыле сохранили 4 мелкокалиберных пулемета. А радио и фотооборудование не сохранили. Была демонтирована радиостанция РСБ, радиополукомпас РПК-2, фотоаппарат АФА-13.

С трудом и большими задержками проходили испытания в НИИ ВВС. 22 апреля 1942 года начали составлять отчет по их результатам. Летчиком-испытателем С.М. Коробовым было выполнено 35 полетов. При этом 23 полета совершено на самолете, оборудованном лыжным шасси. По мнению НИИ ВВС, даже лыжи и увеличение взлетного веса не сильно повлияли на поведение Су-2 М-82 в воздухе, по сравнению с самолетом с мотором М-88Б. Значительно выросли скорости бомбардировщика на малых и средних высотах. Но максимальная дальность полета стала меньше.

Су-2 M-82 на испытаниях в НИИ ВВС
Су-2 M-82 на испытаниях в НИИ ВВС

Одновременно с госиспытаниями проводились и войсковые испытания Су-2 М-82. Еще в феврале 1942 года в Молотове был подготовлен 826-й БАП. На вооружении полка было 16 Су-2 (с двигателями М-88Б) и 4 Су-2 М-82 (заводские номера: 11114, 12116, 07117 и 35117). Новый самолет и двигатель экипажи оценили положительно. Однако с 28 февраля до 9 марта во время обучения и перелетов на фронт произошли: 1 катастрофа, 1 авария и множество вынужденных посадок по вине мотора.

Большинство летчиков 826 БАП до 22 апреля успели облетать Су-2 М-82. А к маю 1942 года у командира полка майора А.М. Бокуна, капитана В. Галущенко, лейтенанта В.И. Досталева будет более ста боевых вылетов на Су-2.

Последние 22 Су-2 М-82 производства завода в Молотове передали 52-му БАП. В мае 1942 года полк получил самолеты, которые изначально предназначались женскому 587-му БАП. За формирование этого женского полка отвечала М.М. Раскова, но она отдала предпочтение двухмоторным Пе-2. Так как у 52 БАП уже был большой опыт эксплуатации “сушек”, то удалось быстро освоить новые Су-2 М-82. По воспоминаниям ветеранов полка, Су-2 был неприхотливым и надежным самолетом.

Су-2 М-82, Майор А. И. Пушкин и летчики 52 БАП, 1942 год
Су-2 М-82, Майор А. И. Пушкин и летчики 52 БАП, 1942 год

К осени 1942 года на фронте осталось два полка (288 БАП и 52 БАП), в которых были боеспособные Су-2 и единицы Су-2 М-82. Но был получен очень важный опыт длительной эксплуатации моторов М-82 в боевых условиях. Первые серийные истребители Ла-5 в сентябре 1942 года помогали осваивать пилоты бомбардировщиков. В Верхней Ахтубе они поделились опытом работы с новым мотором с летчиками 278 ИАД Степана Павловича Данилова.

В июле 1942 года по инициативе Сухого на двух Су-2 (№25095 и №26096) были установлены двигатели М-82ФН. 5 августа Су-2 М-82ФН №26096 потерпел аварию. Испытания и доводку винтомоторной группы продолжили на Су-2 М-82ФН №25095. Эти работы оказались очень полезными для других проектов с этим двигателем.

Оставить ответ