Бомбардировщик Ту-2

Бомбардировщик Ту-2

with Комментариев нет

Ту-2 (АНТ-58 или самолёт «103») — двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик времён Второй мировой войны. Двухдвигательный свободнонесущий моноплан с гладкой работающей обшивкой, с хвостовым оперением с разнесенными двумя шайбовидными килями и убирающимся шасси.

Самолёт проектировался в тюремных условиях специального закрытого конструкторского бюро ЦКБ-29 при НКВД, в котором работали арестованные специалисты. Самолёт «103» (по названию отдела в ОТБ НКВД) или «изделие 58» (АНТ-58) разрабатывался под руководством Андрея Николаевича Туполева. К февралю 1940 года был проработан эскизный проект самолёта с моторами М-120ТК, в марте приняли решение об опытном строительстве. Резервный вариант предусматривал установку на бомбардировщик моторов АМ-35А. В ходе изготовления самолет перекомпоновали под двигатели жидкостного охлаждения АМ-37.

29 января 1941 года с аэродрома НИИ ВВС пос. Чкаловский под Москвой совершил первый полет опытный бомбардировщик «изделие 58» («103»). В июне-июле 1941 года проходили госиспытания вместе со вторым опытным «103У» (изделие 59). С сентября 1941 года в Омске на авиазаводе № 166 (эвакуированные воронежский завод № 18 и тушинский № 81) начали собирать самолёты «103У», в серии переименованные в «103С», с двигателями воздушного охлаждения М-82.

Фронтовой бомбардировщик «103»

Первый прототип Ту-2, самолет «103», госиспытания 1941 год
Первый прототип Ту-2, самолет «103», госиспытания 1941 год

29 января 1941 года Нюхтиков Михаил Александрович совершил первый полет на самолете”103″, первом прототипе Ту-2. Вплоть до конца мая проводились заводские испытания. За время заводских и госиспытаний опытный прототип “103” налетал более 100 часов. После начала Великой Отечественной войны самолет отправили в Омск. Там проводились различные работы по доработке бомбардировщика и его испытания.

Фронтовой бомбардировщик «103У»

Второй прототип Ту-2, самолет «103У», госиспытания 1941 год
Второй прототип Ту-2, самолет «103У», госиспытания 1941 год

Управление Военно-воздушных сил в мае 1940 года предъявило новые требования к самолету «103». Летчик и штурман теперь должны были располагаться вместе в одной кабине, некий аналог кабины бомбардировщика Ju.88. Это определило образ второго опытного бомбардировщика «103У» с двумя АМ-37.

Фронтовой бомбардировщик «103В»

Прототип Ту-2, самолет «103В», госиспытания 1942 год
Прототип Ту-2, самолет «103В», госиспытания 1942 год

На третий прототип «103В» (В – высотный) собирались установить двигатели М-120 с турбокомпрессорами ТК-2. Но моторы М-120 были далеки от стадии готовности. Вместо них было решено использовать звездообразные двигатели воздушного охлаждения М-82.

Постройку самолета “103В” М-82А закончили в середине ноября 1941 года. Первый полет прототип совершил 15 декабря. В воздух самолет поднял летчик-испытатель Васякин Марк Павлович.

Совместные заводские и государственные испытания начались 15 декабря 1941 года, а завершились только 1 августа 1942 года. Неудовлетворительная работа двигателей М-82 и длительная доводка винтомоторной группы сильно затянули их проведение. Большинство дефектов и замечаний уже начали устранять в ходе начавшегося серийного производства бомбардировщика Ту-2 в Омске.

Ту-2

Фронтовой бомбардировщик Ту-2
Фронтовой бомбардировщик Ту-2

В сентябре 1942 года три первых серийных Ту-2 завода №166 прибыли на Калининский фронт в 3-тью Воздушную армию. Туда же отправилась группа специалистов под руководством Маркова Дмитрия Сергеевича. Он отвечал за внедрение и эксплуатацию самолета. 14 сентября 1942 года началась боевая работа бомбардировщиков на аэродроме Мигалово под Калинином.

Ту-2С

Ту-2С на войсковых испытаниях, 1944 год
Ту-2С на войсковых испытаниях, 1944 год

В мае 1943 года Туполев предложил установить на «103В» новые форсированные моторы Швецова с непосредственным впрыском. В июле 1943 года опытная машина с двигателями М-82ФН показала увеличение скорости на разных высотах на 23-32 км/ч. Постановлением ГКО № 3754сс от 17 июля 1943 года Ту-2 с двигателями М-82ФН поручили направить в серию на заводе №23.

Самолет Ту-2 № 716 после ряда доработок фактически стал прототипом для машин Ту-2С (стандартный). По его образцу Ту-2С выпускались вплоть до 1946 года. В ходе серийного производства в конструкцию Ту-2 вносились лишь небольшие изменения.