Як-1 – маневренный, хорошо вооруженный, простой в обслуживании истребитель разработан в КБ под руководством Александра Сергеевича Яковлева. Истребитель Як-1 стал основой целого семейства самолетов.
По одной из версий, 27 апреля 1939 в ходе личной беседы И. В. Сталин предложил А.С. Яковлеву создать одномоторный истребитель, вооруженный мотор-пушкой. В мае прошло совещание в Наркомате авиационной промышленности, на котором определяли направления опытных работ по созданию новой авиационной техники. В проект Плана строительства самолетов на 1939-1940 годы пушечный истребитель Яковлева не попал, но на совещании предложение о создании ему озвучили.
Тем временем уже шли проектировочные работы и согласование плана развития авиационной промышленности. В июле 1939 года ВВС утвердили тактико-технические требования, которые предъявлялись к перспективному скоростному одноместному истребителю. 4 августа 1939 года вышел приказ НКАП №209сс, который ставил задачу ОКБ Яковлева создать два опытных истребителя с двигателем М-106, причем второй самолет с турбокомпрессором. Вооружение для истребителя предполагалось пулеметное.
Созданием проекта истребителя И-26 (прототип Як-1) занимались ведущий конструктор К.В. Синельщиков и зам. главного конструктора К.А. Вигант. Первый прототип И-26-I начали собирать 1 октября 1939 года на авиазаводе №115 в Москве. По документам ОКБ самолет передали на заводские летные испытания 20 декабря, но еще до 27 декабря занимались его доводкой. 30 декабря 1939 года прототип перевезли с авиазавода на Центральный аэродром города Москвы.
В декабре 1939 двигатель Климова М-106 только готовился для прохождения пятидесяти часовых испытаний. В ОКБ Яковлева решили установить на прототипы двигатель М-105П и мотор-пушку МП-20 ШВАК.
Пионтковский Юлиан Иванович на самолете И-26-I выполнил первый полет 13 января 1940 года. Испытания и доработка двух прототипов продолжались еще почти год. Параллельно внедряли в серию истребитель И-26, первый собрали 22 марта 1940 года. 1 декабря 1940 года истребителям И-26 присвоили обозначение Як-1.
Запуск серийного производства сопровождался трудностями и постоянными задержками. План производства предписывал заводам №126, №292 и 301 до конца 1940 года выпустить 202 самолета. Но позднее это количество уменьшили.
В течение 1942 года проводились работы по улучшению характеристик истребителя Як-1. Результатом совместных усилий ЦАГИ и ОКБ Яковлева стал вариант Як-1б.
В начале 1943 года завод №292 выпустил несколько десятков Як-1 с двигателем М-106-1ск. В ходе производства на завод пришло распоряжение о замене двигателей М-106П с серийными номерами ниже №42, потому что они оказались некондиционными.
С 28 февраля по 7 июня 1943 года первый прототип Як-1М проходил заводские испытания. С 7 июня по 4 июля 1943 год “Москит” успешно прошел и госиспытания. После продува самолета в аэродинамической трубе ЦАГИ, было решено создать второй прототип. 17 сентября 1943 года выпустили Як-1М “Дублер” с двигателем ВК-105ПФ2.
Второй прототип – Як-1М “Дублер” с 20 по 30 сентября 1943 года прошел заводские испытания. Государственные испытания проходили в период с 6 по 15 октября 1943 года.
С 1940 года и по 1944 год было произведено 8734 самолёта различных модификаций
Оставить ответ