Модификация истребителя-бомбардировщика первоначально имела название Як-9Л (люковый). Позднее для таких “Яков” стали использовать обозначение Як-9Б (бомбардировщик).
Согласно постановлению ГКО от 15 марта 1944 года для создания истребителя-бомбардировщика переделали серийный Як-9Д № 09–75. Работы провели на Московском заводе № 115. Бомбовые отсеки оборудовали между 2-м и 4-м шпангоутами за кабиной пилота. Четыре трубы отсеков разместили по две друг за другом. Они имели угол наклона 75 градусов к продольной оси самолета. В отсеках допускалась подвеска бомб ФАБ-100 или 4-х кассет с 32-мя ПТАБ-2,5-1,5 в каждой. На самолете сохранили стрелково-пушечное вооружение – одна 20-мм пушка ШВАК и один 12.7-мм пулемет УБС.
Бомбы можно было сбрасывать попарно или залпом. Створки бомбового отсека открывались с помощью электроспусков ЭЛС-1. А также мог использоваться аварийный механический сбрасыватель. Закрывались створки отсека пневмоприводом. Замки фиксировали створки в закрытом положении, чтобы удерживать в отсеках бомбы, которые были подвешены стабилизаторами вниз. А регулируемые упоры в верхней части каждой “трубы” центрировали бомбы внутри отсеков. Управление порядком сбрасывания бомб осуществлялось с помощью 4-х тумблеров на левом борту кабины пилота.
Пришлось перенесли в хвостовую часть фюзеляжа умформер и радиопередатчик, сдвинуть к продольной оси самолета тросы управления рулем направления. Заднюю прозрачную часть фонаря кабины сделали легкосъемной для упрощения доступа к бомбоотсекам.
Для загрузки бомб снизу требовалось приподнимать на 50-60 см хвост самолета над землей или размещать “Як” над траншеей. Переносная лебедка помогала “затянуть” бомбу внутрь отсека. Подвеска двух ФАБ-100 занимала 20 минут, а четырех на пять минут больше. Загрузить четыре кассеты, снаряженные кумулятивными ПТАБ-2,5-1,5, можно было за 22 минуты.
23 марта в НИИ ВВС начались госиспытания первого прототипа истребителя-бомбардировщика. Испытания проходили в четыре этапа. В июне 1944 года приступили к контрольным испытаниям уже первого серийного самолета.
В ходе испытаний определи, что нормальной бомбовой нагрузкой можно считать две бомбы по 100 кг. А подвеска 300 кг или 400 кг бомб стала считаться перегрузочным вариантом.
С бомбовой нагрузкой в 200 кг полетная масса Як-9Л была 3356 кг, самолет еще имел небольшой запас продольной статической устойчивости. Полеты на нем разрешались для летчиков средней квалификации, но требовали небольшую дополнительную тренировку. Скорость самолета уменьшилась на 2-3 км/ч, для набора высоты 5 км требовалось на 0,5 минуты больше.
С бомбовой нагрузкой в 400 кг полетная масса Як-9Л вырастала до 3556 кг и самолет терял устойчивость в продольном отношении. К полетам на нем допускались только летчики с хорошей и отличной техникой пилотирования и только в особых случаях. Скорость самолета уменьшилась на 5-7 км/ч, для набора высоты 5 км требовалось на 1,5 минуты больше.
В акте с результатами госиспытаний отмечалось, что Як-9Л может осуществлять бомбометание по площадным целям. Отсутствие прицела делало невозможным прицельное бомбометание. Но по сравнению с Як-1, новый истребитель-бомбардировщик на базе Як-9 имел существенно большую бомбовую нагрузку.
В апреле 1944 года на основании Приказа НКО СССР была сформирована 130-я истребительная авиационная дивизия. В июле ее командиром станет лётчик-ас истребительной авиации, участник советско-финской, Герой Советского Союза полковник Фёдор Иванович Шинкаренко. Для проведения войсковых испытаний истребителя-бомбардировщика решили укомплектовать два полка дивизии – 168 ИАП и 909 ИАП самолетами Як-9Л. В октябре к ним присоединиться третий полк – 409 ИАП, вооруженный истребителями Як-9.
Малый театр купил на свои деньги 12 Як-9Л и подарил Красной Армии. Эти самолеты с надписью на борту “Малый театр фронту” были вручены делегацией артистов на подмосковном аэродроме Захарково 8 июня 1944 года летчикам 909 ИАП. Все истребители-бомбардировщики в этот же день перегнали на аэродром под город Торопец. Эти Як-9Л имели бортовые номера с 1-го по 12-ый, самолеты закрепили за 1ИАЭ 909 ИАП. Командиром эскадрильи назначили старшего лейтенанта Виктора Мелихова. За 1ИАЭ закрепилось название “Малый театр фронту”. По мере выбывания “именных яков“ эскадрилья пополнялась другими самолетами без надписи.
13 Июня 1944 года торжественно передали первой эскадрилье 168 ИАП истребители-бомбардировщики Як-9Л. Вручение самолётов с надписью “Москва” было организовано на лётном поле завода №301 в Химках. В скором времени после митинга машины перегнали на аэродром Старая Торопа. К 15 июня боевой состав полка увеличился на 15 самолетов, а минимум 12 из них имели надпись “Москва”. Началось изучение новых машин и освоение бомбометания. 16 Августа 1944 года 168 ИАП перебазировался в Степыгино, где продолжил обучение.
Тем временем начинается перебазирование частей 130 ИАД на фронт. Самолеты 909 ИАП перелетели на аэродром Кетурвлоки под Мариамполь (Marijampolė, Литва). С этого аэродрома будет совершать первые боевые вылеты эскадрилья «Малый театр фронту». В октябре 1944 года в Литву перебазируется 168 ИАП на аэродром Калвария (Kalvarija). 17 октября 1944 года 130 ИАД вошла в состав 1 ВА 3-го Белорусского фронта. С этого момента начались войсковые испытания истребителей-бомбардировщиков Як-9Л.
В первое время истребители-бомбардировщики выполняли совместные вылеты крупными соединениями Як-9Л и Ил-2 для нанесения ударов по наземным целям. В дальнейшем боевые задачи усложнялись и стали более разнообразными. Становилось больше вылетов на “свободную охоту” в качестве бомбардировщиков. И если по началу летчики действовали отдельными парами, то затем стали совершать массированные налеты на немецкие позиции всей дивизией. Бомбоштурмовые удары стали основной задачей. Вылеты на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, а также разведка, были лишь дополнительной работой.
В марте 1945 года в газете “Правда” отметили урон, который несли немецкие войска от соединения истребителей-бомбардировщиков под командованием полковника Шинкаренко. За короткое срок лётчики этого соединения совершили свыше 2000 боевых вылетов, уничтожили более 25 самолётов врага, разбили больше 600 вагонов и паровозов, много танков и орудий.
Благодаря большой скорости, истребители-бомбардировщики выполняли свои задания самостоятельно, без сопровождения истребителей. Часто они получали специальные задания по разведке мест скопления и уничтожения резервов противника. Во время выполнения заданий по бомбардировке Як-9Б встречались с истребителями противника, вступали с ними в бой и уничтожали врага. В газете “Правда” особо отметили работу групп самолетов, которыми командовали капитан Макаров, капитан Сизоненко, офицер Петрос.
Несмотря на в целом положительные результаты боевого применения, мнения летно-технического состава разделились по вопросу соответствия Як-9Б своему назначению. Большинство высказывалось, что есть необходимость в наличии одномоторных истребителей-бомбардировщиков. Но их оппоненты отмечали, что Як-9Б устарел, а его скорость недостаточна для решения поставленных задач. Для чего требуется более мощный двигатель с воздушным охлаждением. Чтобы увеличить точность бомбометания, необходимо улучшить прицельное оборудование.
Всего в феврале-марте 1944 года было выпущено 109 самолетов Як-9Б. А уже после окончания Второй мировой войны в третьем квартале 1945 года на заводе № 135 переделали 78 Як-9М в истребители-бомбардировщики Як-9Б.
Оставить ответ