Focke-Wulf Fw.190 A-5
Начиная с модификации Fw.190 A-5 длину фюзеляжа увеличили на 152-мм. Двигатель переместили вперед, чтобы компенсировать постоянно растущий вес оборудования, вооружения и бронирования. Небольшое уменьшение угла оси вращения винта и смещение центра тяжести привело к снижению вибрации.
В ноябре 1942 года начался серийный выпуск новой модификации самолета. Прототипом для Fw.190 A-5 послужил основательно доработанный Fw.190 A-3/U1 (W.Nr 130270, PG+GY).
Штатными стали регулируемые створки в панели за капотом для улучшения охлаждения мотора. Сплошные диски колес основного шасси и система опознавания “свой-чужой” FuG 25a стали внедряться еще в ходе производства Fw.190 A-4.
На Fw.190 A-5 установили улучшенное кислородное оборудование, искусственный горизонт с электроприводом. Радиоаппаратуру в хвостовой части фюзеляжа слегка переместили назад. Увеличили размер люка на левой стороне фюзеляжа, чтобы упростить доступ к радиооборудованию.
Для “A-5” разработали множество наборов преобразования в заводских и полевых условиях. Некоторые варианты дооборудования стали прототипами новых модификаций самолета.
На прототипах построенных на базе Fw.190 A-5 велись работы по созданию агрегатов силовой установки, объединяющей двигатель, маслобак, радиатор и вентилятора охлаждения. С 1943 года фирма BMW работала над созданием нового двигателя 801F, в испытаниях задействовали переоборудованные “A-5”.
Самолеты модификации Fw.190 A-5 использовались в Stab./JG1, I/JG1, II/JG1, III/JG1 и IV/JG1; Stab./JG2, I/JG2, II/JG2, III/JG2 и 10./JG2; I/JG11, III/JG11 и 10./JG11; Stab./JG26, I/JG26, II/JG26 и 10./JG26; Stab./JG51, I/JG51, III/JG51 и IV/JG51; Stab./JG54, I/JG54, II/JG54, III/JG54 и IV/JG54; Stab./JG300 и II/JG300; Stab./JG301 и III/JG301; II/JG302 и III/JG302; JGr.Nord, JGr.Ost, JGr.Süd, JGr.West; JLÜGr; I/EJG1, II/EJG1, III/EJG1 и IV/EJG1; I/EJG2 и III/EJG2; 2./NAGr.13; 4.(F)/123 и 5.(F)/123; EKdo.25; а так же в SKG10, различных ночных и истребительно-бомбардировочных частях.
В начале 1943 года первыми получили новые “Фокке-Вульфы” эскадры на Западном фронте – JG1, JG2 и JG26. Первым потерянным Fw.190 A-5 считается самолет с номером W.Nr 1099 летчика Генриха Шнеля (Uffz. Heinrich Schnell). Истребитель из состава 3./JG 26 был сбит зенитным огнем 17 февраля 1943 года.