Messerschmitt Bf.109 E-1

Германия » Messerschmitt Bf.109E

Первая версия “Эмиля” – Bf.109 E-1 была вооружена четырьмя пулеметами MG 17. Два устанавливали над двигателем, а еще по одному в каждой консоли крыла. Новое крыло истребителя Bf.109E (так называемое “Waffenflugel”) допускало установку как малокалиберных пулеметов, так и 20-мм пушек.

В ходе эксплуатации на большинстве Bf.109 E-1 крыльевые пулеметы поменяли на пушки, преобразовав истребители в “E-3” и “E-4”. Еще позже, часть самолетов переоборудовали сразу в вариант Bf.109 E-7.

Messerschmitt Bf.109 E-1 из 7./JG2
Messerschmitt Bf.109 E-1 из 7./JG2

Главным отличием “Эмиля”, от предыдущих модификаций “Мессершмитта” Bf.109, был его двигатель DB 601. Этот мощный авиационный мотор являлся в то время одним из самых современных в мире. На Messerschmitt Bf.109 E-1 устанавливали DB 601A, оснащенный прямым впрыском бензина фирмы Bosch.

Самолеты оборудовали радиостанцией FuG 7. В хорошую погоду дальность ее действия достигала 50 км.

Производство истребителей Bf.109 E-1 началось осенью 1938 года. Но вначале количество выпущенных пулеметных “Эмилей” значительно уступало его пушечной модификации – Bf.109 E-3. В следующем году соотношение производства двух вариантов истребителя будет постепенно выравниваться.

Первые два “E-1” были собраны в Аугсбурге. 16 ноября 1938 года Хельмут Каден (Helmut Kaden) поднял в воздух Bf.109 E-1 W.Nr 1791 (D-IQCP, CE+BJ). Самолет оставался в Аугсбурге до августа 1941 года. С ним проводились различного рода испытания. Для экспериментов предназначался и второй Bf.109 E-1 W.Nr 1792 (D-IUFG, CE+BK). Пока 9 августа 1940 года с ним не произошла авария. Скорее всего, после этого инцидента он был списан.

На заводе в Аугсбурге собрали только несколько Bf.109 E-1. Основное производство этой модификации проходило по лицензии фирмами Fieseler, Focke-Wulf, Ago и Arado.

Messerschmitt Bf.109 E-1 JG2, Saint-Quentin Франция лето 1940 года
Messerschmitt Bf.109 E-1 JG2, Saint-Quentin Франция лето 1940 года

Еще до конца 1938 года в Испанию прибыли первые Bf.109E. Они доставлялись на Иберийский полуостров морем в разобранном виде. В то время многие опытные ветераны J/88 уже покинули Испанию. В рамках регулярной кадровой ротации во второй половине 1938 года их сменили менее опытные пилоты. В то время основная задача немецких истребителей была – эскорт бомбардировщиков.

26 января 1939 республиканцы потеряли Барселону, а уже 5 февраля 1939 франкисты заняли Жерону. Правительство Испанской республики продолжило отступление к границе с Францией. С 3 по 6 февраля пилоты J/88 заявили о 10 победах (не все они подтвержденные) в небе над Каталонией.

В это время произошел примечательный бой в районе Вилажуиги (Vilajuïga). Авиация Легиона Кондора довершала разгром самолетов республиканцев на аэродроме, расположенном недалеко от побережья Средиземного моря. В ходе атаки этой базы 6 февраля 1939 погиб Uffz. Windemuth на истребителе Bf.109E 6-98.

На эту победу претендует республиканский летчик Хосе Фалько (José Falcó Sanmartín). По его воспоминаниям, в тот день он сбил два Bf.109E, а планшет одного из пилотов принадлежал Uffz. Hans Nirminger. По немецким данным, Нирмингер разбился 11 мая 1939 года, уже после окончания боевых действий.

Собранные истребители поступали в эскадрильи постепенно. Среди Bf.109E были как пулеметные, так и пушечные варианты. До окончания боевых действий успели собрать не все доставленные Bf.109 E-1 и Bf.109 E-3. Всего в Испанию отправили больше сорока “Эмилей” (обозначения с 6-87 по 6-131). Но только несколько машин приняли участие в боях.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Bf.109 E-1