Focke-Wulf Fw.190 D-12

Германия » Focke-Wulf Fw.190D

На истребители Fw.190 D-12 собирались устанавливать двигатель Jumo 213F и 30-мм мотор-пушку MK 108. В основании крыла размещались две MG 151/20. Внешние пушки в крыле не устанавливались.

В конце лета 1944 года компания «Фокке-Вульф» приступила к испытаниям прототипов Fw.190 D-11. Двигатель Jumo 213F работал еще не стабильно, но все равно считался достаточно перспективным. «Фокке-Вульфу» поставили задачу создать модификацию “Доры” с этой двигательной установкой и мотор-пушкой. Версия с 30-мм орудием MK 108 получила обозначение Fw.190 D-12, а с 20-мм MG 151/20 – Fw.190 D-13.

Обе версии собирались оборудовать “всепогодным” комплектом полевой модификации (Rüstsatze R11). Этот комплект включал пеленгатор PKS-12, радиостанцию FuG-125, обогрев козырька. Для увеличения дальности полета на держатель ETC 504 можно было подвесить дополнительный 300-литровый бак. Также планировалась установка нового прицела Revi EZ 42.

Чтобы испытать новую версию “Доры” c 30-мм мотор-пушкой компания «Фокке-Вульф» должна была построить три новых прототипа: Fw.190 V63 (W.Nr 350165, CS+IA), Fw.190 V64 (W.Nr 350166, CS+IB) и Fw.190 V65 (W.Nr 350167, CS+IC). Для их создания предназначались серийные Fw.190 A-8, выпущенные в июле-сентябре 1944 года. Тем временем существующие прототипы модификации Fw.190 D-11 предназначались для продолжавшихся испытаний двигателей Jumo 213F.

Главной задачей было отработать установку мотор-пушки и как можно быстрее начать серийное производство новых Fw.190 D-12. Поэтому два прототипа предназначались для проведения широкой программы тестирования на полигоне испытаний вооружения в Тарневице (Erprobungsstelle Tarnewitz).

19 октября 1944 года прототип Fw.190 V63 был готов к полету. В тот день летчик-испытатель «Фокке-Вульфа» Бернхард Мершель (Bernhard Märschel) первый раз поднял его в воздух над аэродромом в Адельхайде (Adelheide). Через день он же совершал полеты на V63 еще три раза. Заводские испытания продолжились в Лангенхагене (Langenhagen), куда Мершель перегнал самолет. 10 ноября 1944 года шеф-пилот «Фокке-Вульфа» Ганс Зандер (Hans Sander) тоже протестировал прототип и в тот же день доставил его в Тарневиц. Появление Fw.190 V63 на полигоне отмечено в еженедельном отчете от 18 ноября. Вооружение V63 в то время состояло из пушки МК 108 за двигателем, одной MG 151/20 в фюзеляже и двух MG 151/20 в основании крыла. Но испытания были отложены из-за слишком большого расхождения вертикальных углов установки мотор-пушки и вооружения в крыле.

Прототип Fw.190 D-12 CS+IA, Focke-Wulf Fw.190 V63 W.Nr 350165
Прототип Fw.190 D-12 CS+IA, Focke-Wulf Fw.190 V63 W.Nr 350165

Вскоре после первого испытательного образца собрали прототип Fw.190 V65. Его отправили в Адельхайде не сразу, а только 13 ноября 1944 года Бернхард Мершель перегнал V65 туда. Дальнейшие испытательные полеты последовали 16 и 17 ноября. Пару дней спустя прототип отправили в Тарневиц. Здесь сотрудники испытательного центра опять раскритиковали установку двигателя, вызвавшую проблемы регулировки вооружения крыла. В начале декабря начались испытания пушек, часть недостатков удалось устранить. Однако трудности при согласовании направлений осей оружия продолжали оставаться проблемой и в более поздних докладах.

Испытания затягивались из-за нестабильной работы двигателя. А также сказывалась острая нехватка кадров на заключительном этапе войны. Так в отчете (об испытаниях самолетов Fw.190 D-11, D-12, D-13 с двигателем Jumo 213F) от 27 декабря 1944 года (подписан 03.01.1945) компания «Фокке-Вульф» не смогла предоставить никакой конкретной информации относительно двух прототипов V62 и V64. Обе испытательные машины все еще были не завершены (noch nicht fertiggestellt), находились на этапе сборки. Но если V62 все же удалось поднять в воздух 20 января 1945 года (позже на нем будут тестировать усовершенствованный Jumo 213F-1), то с V64 дела обстояли хуже.

Предполагалось, что Fw.190 V64 поступит на испытания в январе 1945 года, но этого так и не произошло. Согласно плану выпуска опытных образцов от 7 марта Focke-Wulf передала прототип 28 февраля 1945 года. По другой версии, Fw.190 V64 отправили в Зальцведель (Salzwedel). В то время там базировалась I/JG301. Возможно, самолет попал в эту истребительную группу и остался там.

Ни в конце 1944 года двигатель, ни в начале 1945 года мотор Jumo 213F все еще не был полностью работоспособен. Для D-12 действовали те же ограничения, как и при испытаниях прототипов Fw.190 D-11. На третьей скорости работы нагнетателя пришлось заблокировать чрезвычайный режим работы двигателя. Ситуация изменилась только с появлением доработанного Jumo 213F-1, который работал без этих ограничений.

Но проблемы были не только с наддувом. Для D-12 и Fw.190 D-13 спроектировали слишком маленький радиатор. В результате створки радиатора должны были оставаться слегка приоткрытыми (примерно на 15 градусов, по сравнению с прямым положением) во время полета на высоких скоростях. Самолет потерял около 20 км/ч своей максимальной скорости на большой высоте. Эту проблему надеялись решить с помощью нового Jumo 213EB с интеркулером. Двигатель с промежуточным охлаждением наддува был мощнее на 200 л.с., его планировали устанавливать на Fw.190 D-12 и на высотный истребитель Та.152H с июня 1945 года.

Для версии с мотором Jumo 213EB собирались увеличить объем фюзеляжного бака со смесью MW-50 до 130 литров. Дальний вариант истребителя Fw.190 D-12/R25 должен был иметь в крыле четыре бака, из которых внутренний левый отводился под дополнительный запас водометанола. Все эти меры увеличили бы дальность полета Fw.190 D-12/R25 до 1705 километров.

Среди проектов на базе D-12 был торпедоносец Fw.190 D-12/R14. Высотный двигатель Jumo 213F для этой цели мало подходил. На этот вариант “Доры” планировали устанавливать Jumo 213A. При наличии в крыле четырех баков, вмещавших 310 литров дополнительного топлива, обеспечивался достаточный радиус действия торпедоносца.

Однако в конечном итоге «Фокке-Вульф» уже не смог реализовать все эти проекты. Существовал план серийного производства D-12 и D-13, которое должно было стартовать в начале 1945 года. Первые Fw.190 D-12/R11 должна была выпустить фирма “Физелер” (Fieseler) в январе, а “Арадо” (Arado) в феврале 1945 года. С января запланировали начало производства и для Fw.190 D-13/R11 силами Arbeitsgemeinschaft Roland (WFG). Заводы должны были выпускать обе версии примерно в равных пропорциях.

Производители не смогли уложиться в запланированные сроки запуска. Рейх министерство авиации (RLM) обвиняло в этом прежде всего компанию Focke-Wulf, что она слишком поздно отправила необходимую документацию. Но скорее причиной было застопорившееся серийное производство Jumo 213F. Если в январе 1945 года с конвейера еще сходили не менее 20 двигателей, то в феврале их было только три. В результате серийное производство стало невозможным, за исключением постройки отдельных экземпляров самолета.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Fw.190 D-12