Focke-Wulf Fw.190 D-13

Германия » Focke-Wulf Fw.190D

На истребители Fw.190 D-13 устанавливали двигатель Jumo 213F и 20-мм мотор-пушку MG 151/20. Это орудие отличало их от модификации Fw.190 D-12, на которой за двигателем стояло 30-мм орудие MK 108. В основании крыла размещались две MG 151/20. Внешние пушки в крыле не устанавливались.

На разработку и производство военных самолетов в Германии в конце войны влияло практически все. Ощущалась нехватка материалов, задержки в разработке новых двигателей, нехватка качественного топлива C3 и, конечно, нехватка времени. При выборе двигателя и состава вооружения для самолета все чаще приходилось учитывать возможности промышленности не в ближайшем бедующем, а прямо сейчас.

Еще продолжалось тестирование прототипов Fw.190 D-11 с двигателем Jumo 213F, а компания «Фокке-Вульф» уже в спешном порядке создавала испытательные машины для следующих модификаций “Доры” с мотор-пушкой: Fw.190 D-12 и Fw.190 D-13.

Focke-Wulf Fw.190 D-13 W.Nr 836017 “Желтая 10/USA 14”, Gilze-Rijen, 1945 год
Focke-Wulf Fw.190 D-13 W.Nr 836017 “Желтая 10/USA 14”, Gilze-Rijen, 1945 год

Первым прототипом для модификации Fw.190 D-13 стал Fw.190 V71 (W.Nr № 732054, SQ+DR), созданный на базе Fw.190 A-8. Самолет был готов к полетам 15 ноября 1944 года, через два дня начались его заводские испытания. Он практически не летал. До того, как 10 декабря 1944 года его передали в испытательный центр в Рехлин (E-Stelle Rechlin), общее время налета у него было 36 минут (0,6 часа).

Другой прототип Fw.190 V62 (W.Nr № 732053, SQ+DQ), тоже на базе Fw.190 A-8, в конце года находился на этапе сборки. В самом начале 1945 года в отчете (об испытаниях самолетов Fw.190 D-11, Fw.190 D-12, Fw.190 D-13 с двигателем Jumo 213F) компания Focke-Wulf указала, что V62 все еще не готов (noch nicht fertiggestellt). Только 20 января летчик-испытатель «Фокке-Вульфа» Бернхард Мершель (Bernhard Märschel) поднял прототип в воздух. Через месяц, 24 февраля 1945 года, самолет передали фирме Junkers Motorenbau в Дессау (Dessau), чтобы та установила доработанный Jumo 213F-1.

В Дессау главными задачами прототипа Fw.190 V62 были: испытание нового двигателя и доработка гидравлической системы впрыска водометанола. Эти работы страдали от нехватки кадров. Тем не менее к концу марта 1945 года «Юнкерсу» удалось практически завершить переоборудование самолета. В дальнейшем планировались замеры скорости на боевых, взлетных и чрезвычайных режимах на разных высотах.

В конце 1944 сформировали график поставок самолетов, куда включили истребители Fw.190 c двигателями Jumo 213F. Порядок выпуска версий D-11, D-12, D-13 был расписан с января 1945 года до марта 1946 года. В планах было начать производство 820 Fw.190 D-11 компанией Focke-Wulf в Зорау (Sorau) в январе 1945 года. В том же месяце фирма Fieseler (Kassel) должна была запустить производство первых из 1420 самолетов версии Fw.190 D-12, а группа компаний Roland – 1130 самолетов, начиная с мая 1945 года.

Выпуск D-12 отменили в пользу производства Fw.190 D-13. Согласно плану поставок самолетов (Industrie-Lieferplan 227 Serie, g. Kdos Nr. G/1527) рабочая группа Roland станет единственным производителем версии Fw.190 D-13. В январе 1945 года предстояло выпустить первые из 1060 запланированных самолетов. Но очевидно, что этим планам не суждено было сбыться.

Еще в середине 1944 года группе компаний, производившим бомбардировщики, было поручено начать производство самолетов Fw.190. Ей было присвоено название Arbeitsgruppe Roland (рабочая группа Роланд). Среди известных членов этой группы были: Junkers (Bernburg), Weser Flugzeugbau (Nordenham), A.T.G. (Leipzig), Siebel (Halle).

Какие из заводов успели выпустить готовые D-13 досконально не известно. Возможно, это был Mimetall (Эрфурт, Erfurt), поскольку известно, что там строились A-9 и D-9. Истребители Fw.190 A-8 также производились фирмой Weserflug в Лемвердере (Lemwerder), а в Берлине был подземный завод в аэропорту Темпельхоф (Tempelhof).

В конце войны союзники обнаружили доказательства серийного производства “Дор” с мотор-пушкой. На заводе окончательной сборки Weser Flugzeugbau союзники обнаружили 30 полностью целых и готовых фюзеляжей Fw.190 D-13. Согласно документам, два завода серийной сборки были рассчитаны на поставку 200 единиц в месяц.

Впервые Fw.190 D-13 появился в отчете распределения самолетов за март 1945 года. В сводке генерала квартирмейстера люфтваффе (Oberkommando der Luftwaffe General Quartiermeister Nr. 2766/45) написано, что к 7 апреля 1945 года на вооружении находятся два Fw.190 D-13. Было выпущено предупреждение о задержках с поставками D-13 из-за отсутствия документации, предоставляемой различным заводам и подрядчикам.

Focke-Wulf Fw.190 D-13 W.Nr 836017 "Желтая 10", Gilze-Rijen, 1945 год
Focke-Wulf Fw.190 D-13 W.Nr 836017 “Желтая 10”, Gilze-Rijen, 1945 год

В конце войны во Фленсбурге (Flensburg) союзникам достался абсолютно целый Fw.190 D-13/R11 (W.Nr 836017, “Желтая 10”). Это был самолет командира эскадры JG26 Франца Гётца (Franz Götz). Фюзеляж истребителя изготовлен компанией Weser Flugzeug в Норденхаме. Окончательная сборка произведена на одном из заводов группы Roland.

На авиабазе Фленсбурга англичане попросили Хайнца Ланге (Heinz Lange), бывшего командира JG51, провести на Fw.190D учебный бой против Темпеста (Hawker Tempest). Имитационный воздушный бой проходил на высоте 10000 футов без боеприпасов, с небольшим запасом топлива. В итоге машины посчитали равными. 25 июня 1945 года с той же просьбой обратились к эксперту, бывшему командиру IV/JG51, Гюнтеру Йостену (Günther Josten). В своих воспоминаниях он отмечал, что “Желтая 10” была Fw.190 D-13/R11.

Focke-Wulf Fw.190 D-13 W.Nr 836017 "Желтая 10/USA 14", Gilze-Rijen, 1945 год
Focke-Wulf Fw.190 D-13 W.Nr 836017 “Желтая 10/USA 14”, Gilze-Rijen, 1945 год

Перед отправкой в Шербур во Франции (и далее в США) вышеупомянутый Fw.190 D-13 W.Nr 836017 побывал на авиабазе Гильце-Риен (Gilze-Rijen, Нидерланды). Здесь было сделано множество фотографий этого самолета.

  • Тип Истребитель
  • Страна Германия
  • Модификация Fw.190 D-13