Douglas A-26 Invader

Douglas A-26 Invader

with Комментариев нет

Созданный фирмой Douglas самолет A-26 Invader представлял собой двухмоторный ближний бомбардировщик и штурмовик. Он управлялся одним пилотом, как и его предшественник – A-20 (DB-7) Havoc. Выпуск «Инвэйдеров» начался во время Второй мировой войны. После ее окончания «Захватчики» приняли участие в нескольких крупных конфликтах холодной войны. С 1948 года и по 1965 год бомбардировщики сменили обозначение на B-26 Invader.

Ударный самолет разрабатывался под руководством Эдварда Хайнеманна (Edward Henry Heinemann) конструкторами Робертом Донованом (Robert Donovan) и Теодором Смитом (Theodore Raymond Smith). Для «Инвэйдера» использовалось крыло с ламинарным профилем NACA 65-215, разработанное Аполлоном Смитом (Apollo Milton Olin Smith).

Изначально инициатива создания нового самолета исходила от фирмы Douglas (завод в El Segundo, Калифорния). Но уже вскоре этот проект привлек внимание военных. Осенью 1940 года начались работы по созданию эскизного проекта самолета, который должен был стать общим приемником для бомбардировщиков Douglas A-20, North American B-25 и Martin B-26. На тот момент ни один из них еще не поступил на службу в ВВС (US Army Air Corps). В новом ударном самолете собирались исправить основные недостатки своего двухмоторного бомбардировщика DB-7: отсутствие взаимозаменяемости экипажа, слабое оборонительное вооружение, недостаточная мощь атакующего вооружения, большая длина разбега при взлете.

К концу января 1941 года был готов проект самолета Model 538 (DS-538), который имел общее сходство с A-20 (которые начали поступать на службу в ВВС). На новом самолете планировали установить крыло с ламинарным профилем и улучшенной механизацией. Двигатели с воздушным охлаждением Pratt & Whitney R-2800-77 мощностью 2000 л.с. должны были поднимать машину в воздух. Предусмотрели большой внутренний бомбовой отсек, способный вместить 4000 фунтов бомб или две торпеды. Дополнительная бомбовая нагрузка размещалась на бомбодержателях под консолями крыла. Защиту от истребителей должны были обеспечить две дистанционно управляемые турели, каждая из которых располагала двумя крупнокалиберными пулеметами. Отдельная кабина стрелка находилась за бомбовым отсеком. Трехместная версия ближнего бомбардировщика предполагала наличие прозрачного носа для кабины штурмана-бомбардира. Для двухместного ночного истребителя в носу самолета собирались разместить мощное вооружение и радар.

С 11 по 22 апреля 1941 года проходила инспекция макета, а 2 июня Военное министерство утвердило постройку двух прототипов самолета, получившего обозначение A-26. Первый прототип XA-26-DE для трехместного бомбардировщика с прозрачным носом. Второй прототип для двухместного ночного истребителя с обозначением XA-26A-DE. Вскоре в контракт были внесены поправки, заказ увеличили до трех машин. Третий прототип XA-26B-DE должен был стать трехместный штурмовиком с неостекленным носом, вооруженным 75-мм пушкой.

XA-26

Douglas XA-26-DE (s/n 41-19504)
Douglas XA-26-DE (s/n 41-19504)

Прототип Douglas XA-26-DE (s/n 41-19504) впервые поднялся в воздух 10 июля 1942 года с Mines Field (Лос-Анджелес) под управлением летчика-испытателя Бена Ховарда (Benjamin Odell Howard). На начальном этапе летных испытаний оборонительное вооружение не было установлено, место турелей занимали их макеты. Испытания показали отличные летные характеристики и хорошую управляемость самолета. Но были выявлены проблемы с двигателями и недостаточная прочность носового шасси. Необходимо было улучшить охлаждение моторов, доработать капоты. Требовалось усилить носовую стойку шасси.

В ходе испытаний прототип достиг максимальной скорости 595 км/ч на высоте 5,2 км. Высоту 6,1 км самолет набирал за 10,2 минуты. Практический потолок – 9,5 км, максимальная дальность полета – 4023 км.

Douglas XA-26-DE (s/n 41-19504) с частью "чужого" серийника "219504"
Douglas XA-26-DE (s/n 41-19504) с частью “чужого” серийника “219504”

Систему дистанционного управления турелями разработала фирма General Electric (аналогичная аппаратура использовалась для тяжёлого бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress). Верхняя башня обычно управлялась стрелком, но огонь из нее мог вести и летчик, если стрелок переводил турель в положение строго вперед. Из нижней турели вел огонь только стрелок. В носу самолета с правой стороны предусмотрели установку двух пулеметов калибра 12,7-мм для стрельбы вперед. Два фюзеляжных бомбоотсека вмещали 3000 фунтов боеприпасов. Еще 2000 фунтов бомб можно было разместить на четырех пилонах под внешними консолями крыла.

XA-26A

Douglas XA-26A-DE (s/n 41-19505) прототип ночного истребителя, "чужой" номер 219505
Douglas XA-26A-DE (s/n 41-19505) прототип ночного истребителя, “чужой” номер 219505

В первоначальном контракте на постройку прототипов было указано, что один из них должен быть создан как ночной истребитель. Этот вариант самолета получил обозначение XA-26A-DE и серийный номер 41-19505.

Экипаж ночного истребителя XA-26A состоял из двух человек: пилота и оператора радара (он же стрелок). Вооружение прототипа полностью отличалось от установленного на бомбардировщиках и штурмовиках. Блок из четырех 20-мм пушек располагался под передним бомбовым отсеком. Задний бомбовый отсек мог вместить до 2000 фунтов бомб. Нижняя турель отсутствовала, а в верхней разместили четыре пулемета калибра 12,7-мм. Носовую часть фюзеляжа удлинили более чем на 46 см, чтобы разместить там радар, разработанный MIT.

Douglas XA-26A-DE (s/n 41-19505) на испытаниях в Mines Field
Douglas XA-26A-DE (s/n 41-19505) на испытаниях в Mines Field

Испытания вооружения проводились на базе Mines Field в июле 1943 года. Хотя испытания были успешными, серийное производство XA-26A решили не начинать. К этому времени уже был запущен в производство ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow, который имел схожие характеристики.

XA-26B

Douglas XA-26B-DE s/n 41-19588 прототип с 75-мм пушкой
Douglas XA-26B-DE s/n 41-19588 прототип с 75-мм пушкой

Прототип XA-26B-DE являлся вариантом штурмовика с 75-мм пушкой T-7, установленной с правой стороны в носовой части фюзеляжа. Кроме носового отсека, XA-26B был практически идентичен по конструкции XA-26.

На ранних фотографиях прототипа видно, что 75-мм пушка является единственным носовым вооружением. Форму носа позаимствуют первые серийные A-26B.

30 июня 1943 года прототип передали военным для дальнейших испытаний. Однако его последующее использование длилось не долго. XA-26B был списан 21 октября, возможно, после аварии.

A-26B

Douglas A-26B-15-DL Invader (s/n 41-39186) 386BG 553BS начало 1945 года
Douglas A-26B-15-DL Invader (s/n 41-39186) 386BG 553BS начало 1945 года

Штурмовики версии A-26В имели неостекленный нос с различным составом стрелкового вооружения. Примерно двадцать первых A-26B были выпущены с 75-мм пушкой. На некоторых из них были установлены два пулемета слева на носу.

Четыре A-26, проходившие войсковые испытания в Тихом океане, были оснащены носами “ручной сборки”, которые позволяли проводить испытания с разным составом вооружения. Начиная с двадцать первого серийного A-26B на самолеты стали устанавливать “универсальный” пушечный нос c шестью пулеметами калибра 12,7-мм. Затем количество носовых пулеметов увеличили до восьми.

Douglas A-26B-20-DL Invader (s/n 41-39274, 5H-S) "Sugar Baby" 668BS 416BG, Laon-Athies Франция, 20 марта 1945 года
Douglas A-26B-20-DL Invader (s/n 41-39274, 5H-S) “Sugar Baby” 668BS 416BG, Laon-Athies Франция, 20 марта 1945 года

Некоторые поздние A-26B выпускались с шестью крупнокалиберными пулеметами, установленными внутри внешних консолей крыла (по три в каждой).

A-26C

Douglas A-26C-20-DT Invader (s/n 43-22498, 5C-R) 416BG 671BS, Франция 2 апреля 1945 года
Douglas A-26C-20-DT Invader (s/n 43-22498, 5C-R) 416BG 671BS, Франция 2 апреля 1945 года

Бомбардировщики A-26C в основном идентичны A-26B, но имели остекленный нос с двумя крупнокалиберными пулеметами на правой стороне. Бомбардир (он же штурман), сидя в прозрачном носу, осуществлял более точное прицеливание для бомбометания со средних высот. В остальном – планер, оборонительное вооружение, силовая установка и прочие системы были идентичны у бомбардировщиков и штурмовиков.

Сначала A-26C и A-26B собирались одновременно сразу двумя заводами Дугласа – в Long Beach (Калифорния) и в Tulsa (Оклахома). Вскоре стало понятно, что это неэффективно. В конце 1943 года было принято решение, что “C”-версия будет производиться исключительно в Талсе. Только пять самолетов A-26C покинули производственную линию в Лонг-Бич до завершения здесь выпуска этой версии.

В полевых условиях A-26B можно было относительно легко трансформировать в A-26C. Это, как и обратное, переоборудование занимало несколько часов. Эти преобразования были довольно-таки распространены, что влекло за собой смену обозначения.

В начале мая 1944 года четыре A-26B (выпуска первых серий) покинули США для войсковых испытаний в юго-западной части Тихого океана. Эти самолеты вступили в бой весной 1944 года в составе 13BS 3BG в Новой Гвинее. Но от массовых поставок на Тихий океан отказались в пользу европейского театра военных действий. На Тихоокеанском ТВД перевооружение на A-26 начнется летом 1945 года.

Поставки A-26 в 9-й воздушный флот начались в июне 1944 года. Однако только 17 сентября 1944 года произошло их первое боевое применение. Эскадрилья “Ивейдеров” совместно с 553-й бомбардировочной эскадрильей 386-й бомбардировочной группы (в основном A-20K), которая базировалась в Грэйт Данмау (Great Dunmow, Эссекс), нанесли удар со средней высоты по немецким войскам.

Небольшое количество “Инвэйдеров” ВВС США служило в Юго-Восточной Азии до 1969 года. Самолет активно применялся в ряде вооруженных конфликтов после окончания Второй мировой войны. “Инвэйдеры” входили в состав ВВС стран Латинской Америки, Азии, Европы. В 1976 году Индонезия использовала три “Инвэйдера” во время вторжения в Восточный Тимор.

Оставить ответ