И-15бис (И-152) – одномоторный истребитель-полутороплан, дальнейшее развитие истребителя Поликарпова И-15. На И-15бис отказались от верхнего крыла типа «чайка», заменив его стандартной прямой секцией, которую поддерживали N-образные внутренние стойки.
На “бис” установили более мощный двигатель М-25В, но некоторые летные характеристики стали еще ниже, чем у И-15. Набор высоты 5000 метров И-15бис выполнял за 6,7 минуты, а И-15 за 6,1 минуты. Потолок у “биса” – 9300 метров (И-15 – 9800 метров). Конструкция самолета стала боле прочной и тяжелой, вырос вес пустого самолета. Максимальная скорость И-15бис выросла, а маневренность стала ниже, чем у И-15.
Осенью 1937 года И-15бис запустили в серийное производство на авиазаводе №21 в Горьком. Позже к производству подключился авиазавод №1, в Москве. Всего за время серийного производства, продолжавшегося до начала 1939, было выпущено 2408 истребителей И-15бис.
Вооружение И-15бис состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ПВ-1 (такое же на И-15). Кроме того, на самолеты И-15бис установили четыре подкрыльевых бомбодержателя для авиабомб (4×25 кг или 2×50 кг или 8×10 кг). Бомбодержатели могли заменить на четыре направляющие для реактивных снарядов РС-82.
В апреле 1938 г. первая партия новых истребителей И-15бис (местные их называли «чижами») прибыла в Китай на аэродром в г. Наньчан для помощи китайскому народу в борьбе с японскими войсками. Летать на «чижах» стали советские добровольцы. Маневренные И-15бис стали применяться совместно со скоростными истребителями И-16.
30 самолетов И-15бис отправили республиканцам в Испанию в конце гражданской войны. Франкистам достались в качестве трофеев 20 I-15Bis “Super Chato”, которые они эксплуатировали до середины 40-х годов.
Около 100 истребителей И-15бис приняли участие в боях на Халхин-Голе весной-летом 1939 г. Из них потеряли 56 самолетов. И-15бис в конце боев использовались для ночного патрулирования, т.к. уже не могли соперничать с японскими истребителями.
В “Зимней войне” Советский Союз задействовал 276 “бисов”. Хорошие взлетно-посадочные характеристики и лыжное шасси оказались наиболее востребованными для ведения боевых действий зимой.
К началу Великой Отечественной войны истребитель И-15бис давно уже считался устаревшим, но еще активно использовался до замены новыми скоростными самолетами.
Оставить ответ