Истребитель Як-9К

Истребитель Як-9К

with Комментариев нет

Истребитель Яковлева с пушкой НС-45 калибра 45-мм получил обозначение – Як-9К. Ствол с дульным тормозом этого орудия выступал из кока винта на 36 см. Над двигателем самолета был установлен крупнокалиберный пулемет УБС.

В начале июня 1943 года ГКО постановил разработать 45-мм авиационную пушку для установки на самолеты Як-9Т и Ил-2. Это орудие предназначалось для борьбы с тяжелой бронетехникой. Проекты конструкторских бюро А.Э. Нудельмана (ОКБ-16) и Б.Г. Шпитального (ОКБ-15) предполагали установку пушки как на штурмовик, так и на истребитель. Проектирование 45-мм орудия в Центральном артиллерийском конструкторском бюро В.Г. Грабина для истребителя Як-9 было остановлено, когда стало ясно, что оно не удовлетворяет требования военных. Согласно постановлениям Государственного Комитета Обороны от 18 августа, 45-мм пушки следовало передать на государственные испытания не позднее 5 ноября 1943 года.

В октябре 1943 года в НИИ ВВС начались испытания истребителя Як-9ТК, на котором отрабатывали возможность установки в развале цилиндров мотора различных пушек, в том числе ШВАК, ВЯ-23, НС-37 и НС-45. Каждое из этих орудий требовало свои крепления, звенье- и гильзосборники, патронные коробки и т.д. Полной унификации этих узлов добиться было невозможно.

Пушки Нудельмана и Суранова (111П, серийное обозначение НС-45), а также Шпитального (Ш-45) прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Эти орудия создавались на базе своих 37-мм вариантов (11П и Ш-37, соответственно).

Моторный вариант пушки Ш-45 установили на серийный Як-9Т (№01-64), выпущенный авиазаводом №153. Государственные испытания на истребителе орудие не прошло. Отметили недостаточную надежность автоматики и низкую живучесть деталей пушки.

Прототип Як-9К на базе серийного Як-9Т №01-21 с 45-мм пушкой на испытаниях в НИИ ВВС, начало 1944 года
Прототип Як-9К на базе серийного Як-9Т №01-21 с 45-мм пушкой на испытаниях в НИИ ВВС, начало 1944 года

В начале 1944 года, практически одновременно с Ш-45, в НИИ ВВС начались испытания мотор-пушки 111П (МП-45), установленной на выпущенном заводом №153 серийном истребителе Як-9Т (№01-21). Испытания проводили летчик-испытатель – майор В.Е. Голофастов и инженер – майор А.Т. Степанец. Государственные испытания проходили в НИИ ВВС в период с 12 января по 8 апреля 1944 года.

Летные и взлетно-посадочные характеристики, а также маневренность, “Яка” с 45-мм пушкой ухудшились. А пилотажные качества самолета остались такими же, как и у истребителя Як-9Т с 37-мм пушкой. Нормальный полетный вес вырос до 3028 кг (при весе топлива 322 кг). Вес секундного залпа истребителя достиг 5,531 кг. Самолет развивал максимальную скорость у земли 516 км/ч, а на высоте 3900 м – 573 км/ч. Для набора высоты 5000 м требовалось 5,7 мин. Время виража на высоте 1000 м равнялось 21,4 с. Дальность полета истребителя – 598 км.

Як-9К с номером 86 на войсковых испытаниях
Як-9К с номером 86 на войсковых испытаниях

Стрельба из 45-мм пушки при скорости полета менее 350 км/ч сопровождалась сильной отдачей, самолет раскачивало. Это ухудшало точность стрельбы, прицельным мог быть только первый выстрел. Эффективная стрельба была возможна короткими очередями по 2-3 снаряда при скорости самолета выше 350 км/ч. Работу автоматики пушки при всех условиях полета и стрельбы в воздухе признали хорошей. Надежность узлов орудия оказалась в пределах заданных требований. Истребитель с пушкой, разработанной ОКБ-16, рекомендовали в малую серию для прохождения войсковых испытаний. После войсковых испытаний пушка получила название НС-45 (Нудельман-Суранов, 45 мм).

В апреле-июне 1944 года была построена лишь войсковая серия истребителей Як-9К с 45-мм пушками. До войсковых испытаний с самолетов были сняты консольные бензобаки. Массовое производство самолета так и не началось, серия ограничилась выпуском 53 истребителей. Большая часть из них – 44 Як-9К участвовали в войсковых испытаниях на 3-м Белорусском фронте (с 13 августа до 18 сентября 1944 года) и на 2-м Белорусском фронте (с 15 января до 15 февраля 1945 года).

Як-9К из состава 3ИАК
Як-9К из состава 3ИАК

Во фронтовых условиях истребитель проверили в 274ИАП 278ИАД и 812ИАП 65ИАД 3ИАК. Большая часть вылетов Як-9К пришлась на сопровождение штурмовиков Ил-2 и пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Во время боевых вылетов проводились атаки наземных целей. Всего истребители выполнили 340 самолётовылетов и провели 51 воздушный бой. В отчетах об испытаниях отмечено, что было сбито 12 истребителей врага (Fw.190 A-8 – 8, Bf.109 G-6 – 4) и был совершен один таран. Был потерян один Як-9К. Встреч с немецкими бомбардировщиками отмечено не было, что стало одной из причин прекращения производства этой модификации. Сыграла свою роль и недоведенность конструкции пушки НС-45. С поставленной задачей сопровождения ударных самолетов Як-9К в целом справился, но для воздушного боя с истребителями оказался малопригоден из-за низкой скорострельности 45-мм пушки, небольшого её боекомплекта и невысоких летных данных самолета.

Оставить ответ